7 и 8 октября в киноцентр "Рекорд" приезжал Международный фестиваль новой музыки "Длинные руки" и привез самую-самую новую музыку (новая компонированная, импровизационная, электроакустическая, шумовая, средовая, аудиовизуальная и экспериментальная). В целом это означало, что мы услышали и увидели очень много нового. А всего пару дней назад, кстати, этим программам аплодировали москвичи и питерцы.
Ненавижу пластинки
Отважный урбанистический шаман швейцарец Кристоф Хесс, единолично представляющий проект Strotter Inst, не имеет специального музыкального образования, и потому его издевательства над LP мне лично непонятны. Ну что плохого ему музыка сделала?
Он пользуется предварительно "подготовленными" пластинками, которые крутит на двух вертушках. "Strotter Inst вживую генерирует плотные звуко- и ритмструктуры с использованием пяти модификаций и методов манипуляции вертушками и различными нарезками и замедлениями записей", - говорят знатоки. На деле это означает, что пластинки - независимо от того, что именно на них было когда-то записано, Бах или Пугачева, - заклеены скотчем, "пропилены" и тому подобное, так что циклически издают разнообразные шумы. Шумы эти по большей части из индустриального спектра (отбойный молоток, мчащиеся авто, безумная пила, звенящие рельсы и грохот обваливающегося здания). Слушая эти неудобоваримости, почему-то впадаешь в тяжелый транс.
Папа Срапа - просто Заппа
Все, что необходимо для создания своих музыкальных изобретений, Эдуард Срапионов нашел на помойке. По словам завистников, "все там уже лежало и его ждало". Эдуард Альбертович, он же Папа Срапа, "из тех гениев-рационализаторов, которым в советское время отказывали в патентах из соображений государственной безопасности". Он известен, в частности, тем, что издает нечеловеческие шумы с помощью страннейших самопальных приспособлений, в конструкции которых входят, в частности, электролампы, детский синтезатор и электрогитарные датчики.
Исполненное перед нижегородцами Папино произведение, аки симфония, отличалось солидной временной протяженностью и величественностью замысла. Торжественные органные звуки сменялись неистовым электронным верещанием. На определенном этапе этого интеллектуального бреда залитый зеленым светом Папа макнул пальцы в авторское изобретение - "биосинтезатор" - и публика потонула в океане электрических голосов.
Из мрака - в адрес избранных
В выступлении греческого электронщика Йоргиса Сакелларио смотреть было особенно не на что. Потому что он творил в полной темноте. Гипнотизировал. У него получалось.
Однажды он сказал так: "Во всем мире на подобные концерты приходит примерно одно и то же количество зрителей… Их всегда собирается немного. Я полагаю, что такая ситуация нормальна, потому что экспериментальная музыка требует особого навыка восприятия и особого состояния от слушателей. Она… погружает в некие новые переживания. Не каждый готов через них пройти".
Однако - можете не верить - только по билетам концерт посетили более сотни человек. А во второй день зал был просто переполнен.
Свободен, как японец… с саксофоном
По словам Кенити Мацумото, основной принцип его квинтета SXQ заключается в "создании" саксофонной музыки. Квинтет японских саксофонистов, выступивший во второй вечер фестиваля, играл джаз. Очень "фри", но все равно джаз - с риффами и "квадратами". И в принципе также "создавал" музыку. Человеку, обремененному современным слуховым опытом, трудно в это поверить, но когда-то, десятки тысяч лет назад, чистый протяженный звук был событием, переход от звука к звуку - явлением, согласное звучание двух тонов - эксклюзивом. А японцы равномерно распределились по залу, наполнили пространство первозвуками, обрывками хаоса и постепенно, в этой звучащей матрице, пришли к согласию… и к тому, что мы сегодня называем музыкой.
Мария ФЕДОТОВА.