В 2010 году единый социальный налог (о его снижении много и горячо говорили крупные налогоплательщики) будет заменен на три страховых платежа, причем эта система хорошо знакома всем хозяйствующим субъектам. Так решило правительство России. Новые отчисления составят: в Пенсионный фонд - 26 процентов, в Фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процента, в Фонд социального страхования - 2,9 процента от фонда оплаты труда. В итоге вместо ЕСН, составляющего сейчас 28 процентов, российский бизнес получит сразу 34 процента. При этом дебаты о снижении НДС откладываются на год, потому как экспериментировать с деньгами во время мирового денежного кризиса по меньшей мере опасно.
Причина непопулярного решения федеральных властей - недостаток средств в пенсионном фонде, которых не хватает для того, чтобы платить пенсионерам больше, чем они получают сейчас. Пока недостающие "пенсионные" деньги компенсирует федеральный бюджет, взяв на себя заботу о дефицитных 6 процентах. Однако с 2010 года государственная казна переложит это финансовое бремя на плечи работодателей, и пенсионный фонд получит с них (а по большому счету с нас) все 26 процентов. Почти вдвое вырастет взнос в фонд медицинского страхования. Утешают только платежи в соцстрах: они останутся на прежнем трехпроцентном уровне.
По-видимому, изменится и регрессный характер пенсионных отчислений. В свое время для того, чтобы зарплаты стали "белыми", была придумана регрессная шкала. То есть если зарплаты превышали 280 тысяч рублей в год, пенсионная часть отчислений составляла 10 процентов, если "зашкаливали" за 600-тысячную отметку - и вовсе 2 процента. Судя по всему, теперь регрессная шкала в формате трех самостоятельных взносов работать не будет. Стало быть, налогоплательщик опять потеряет в деньгах.
Итак, жесткие меры, вводимые сегодня, помогут нам построить безоблачное завтра. Правда, наступит оно ближе к 2020 году. Постараемся дожить.
Галина МИТИНА.
Комментарии специалистов
Владимир МЕНЬШОВ, заместитель генерального директора по экономическим вопросам ФГУП "Нижегородский завод им. М.В. Фрунзе":
- Дополнительные восемь процентов от фонда труда - это сотни тысяч рублей ежемесячно. Сумма немалая, и компенсировать ее придется за счет себестоимости продукции. В итоге без того жесткая конкурентная борьба на рынке сбыта станет еще сложнее, а многие статьи расходов, например на модернизацию производственных мощностей, на технические и социальные программы придется сокращать. К тому же появятся сложности и при конкурсе на выполнение государственного заказа, где прописан фиксированный коэффициент инфляции - 1,06 процента. В этой величине мы вряд ли сумеем учесть дополнительные 8 процентов. Думаю, новая схема социальных налогов могла стать не столь ощутимой, если бы снизили НДС - ведь было обещано такое дело Минфином. Но получилось как всегда: налог на добавленную стоимость остался без изменений, а ЕСН вырос с 26 до 34 процентов.
Игорь ШАЛЯБИН, директор по экономике ФГУП "ГосНИИ "Кристалл":
- Понятно, что с учетом последних финансовых событий государство намерено в первую очередь сохранить стабильность пенсионной системы и создать разумный уровень налоговой нагрузки. Поэтому рост сконцентрированных в формате ЕСН отчислений был вполне ожидаемым. Предположения строились разве что по поводу самой налоговой величины. Не было иллюзий и в части НДС: вряд ли кто-то отважится вводить выпадающие из бюджета доходы в момент мирового финансового кризиса. Так что 8-процентный рост отчислений от фонда оплаты труда - это, увы, неизбежная реальность.
В части механизмов, позволяющих избежать роста общей налоговой нагрузки, который обещают министерства, я бы тоже не стал обольщаться. Тем более что конкретных предложений пока не прозвучало. Как прикажете понимать заявление о том, что для одних предприятий в конечном итоге нагрузка повысится, для других снизится? И что это за предприятия, на которые будет распространяться специальный налоговый режим вместе с пятилетним переходным периодом? В промышленности и бизнесе сегодня нет универсальных критериев, позволяющих четко разграничить бизнес и производство, инновационные и промышленные проекты. Возьмите любое оборонное предприятие - в каждом из них присутствуют как инновационные программы, так и серийные, отлаженные производства. Так к какой категории налогоплательщиков отнести государственный по сути своей ОПК?