С начала года в областном центре брошено 104 новорожденных.Черноглазой смышленой Маргарите восемь лет. С рождения девочка живет в детских казенных домах, сначала - дом ребенка, теперь интернат. Рита никогда не была в обычной городской квартире и не представляет, как живут ее сверстники, обычные домашние дети. Такова судьба большинства отказных детей. В приемные семьи попадают далеко не все.
С 1992 по 2007 год в Нижнем Новгороде отказались от 2233 детей. Только за девять месяцев этого года бросили 104 новорожденных. “А ведь каждый пятый отказной ребенок абсолютно здоров", - говорит главный специалист отдела организации медицинской помощи матери и ребенку департамента здравоохранения Нижнего Новгорода Марина Расстригина.
В обществе почему-то принято считать, что от детей отказываются только "асоциальные" матери (алкоголички, наркоманки, проститутки) и что лучше уж детский дом, чем жизнь с такой мамой. Однако согласно статистике около 40 процентов отказов от детей связаны с тем, что семья роженицы оказалась в трудной ситуации: негде жить, нечего есть, сложности с оформлением гражданства, не приходится рассчитывать на помощь близких.
Положительный опыт работы с матерями-отказницами уже есть не только за рубежом, но и в России. Основатель Свердловской региональной общественной организации "Аистенок" Лариса Лазарева с 2004 года ездит по роддомам Екатеринбурга и беседует с потенциальными матерями-отказницами, предлагает помощь. "Для начала женщину нужно просто выслушать и понять, что подтолкнуло к решению бросить ребенка. Часто роженицу страшит ответственность за ребенка, потому что женщина знает, что ни она, ни ее новорожденный на этом свете никому не нужны. Когда на помощь приходит наша организация "Аистенок", некоторых мам удается переубедить не бросать детей на произвол судьбы", - делится Лариса Лазарева.
Согласно данным департамента здравоохранения Нижнего Новгорода только 10 процентов отказов связано с тем, что новорожденный ребенок болен, 82 процента женщин в качестве основной причины отказа указали материальные трудности, остальные ссылались на плохие жилищные условия и назвали иные проблемы, в том числе юный возраст уже имеющегося ребенка, невозможность воспитывать ребенка одной, а некоторые честно написали, что никогда не хотели быть матерью и особой любви к детям не испытывают.
В Нижнем Новгороде теперь тоже есть люди, которые будут заниматься профилактикой отказов от детей в роддомах. Эту работу взял на себя Нижегородский женский кризисный центр, который приступил к реализации проекта "Мы вместе".
Александра МАХЛИНА.
Между тем
Сегодня в России более 800 000 детей воспитываются в детских учреждениях. В течение последних лет благодаря деятельности общественных организаций началась работа по профилактике отказов от детей в роддомах и поддержке биологических семей, потому как только в семье ребенок может развиваться наиболее полноценно и гармонично.
Справка “НН”
В Нижнем Новгороде было проведено очень любопытное исследование. На основании историй 680 женщин, отказавшихся от материнских прав на своих детей, был составлен социальный портрет мамы-кукушки. Средний возраст матери-отказницы 25 - 28 лет. Практически все женщины по национальности русские (95 процентов). Основная часть их них (порядка 90 процентов) оформляли отказ официально, а 10 процентов просто сбегали из роддома, без каких-либо объяснений. Доля несовершеннолетних матерей в разные годы колеблется от 7 до 10 процентов. Более половины из них не состояли на учете в женской консультации. Замужних среди отказниц 29 процентов. Высшее образование имеется всего у 3 процентов. Имели работу на момент отказа лишь 19 процентов женщин. У 30 процентов уже были дети. У 6 процентов это был уже не первый отказ. О том, что сидят на игле, открыто признаются 2 процента женщин.