В острог,на Свободу

В острог,на Свободу

У нас были самые замечательные карцеры!
"Я уже 15 лет сижу в этой тюрьме, и с каждым годом состояние здания все хуже!" - горько замечает заведующая филиалом "Нижегородский острог" историко-архитектурного музея-заповедника Татьяна Трубицына. В этом году острогу 185 лет. И хотя странно праздновать день рождения тюрьмы, круглая дата все же отмечена - сейчас в острожных помещениях идет долгожданная реставрация.
О существовании и местонахождении этой достопримечательности областного центра знают далеко не все нижегородцы. Даже цветочницы, до недавнего времени торговавшие в двух шагах от Нижегородского острога на площади Свободы (до революции она называлась наоборот - Острожной), частенько с недоумением реагировали на вопросы любознательных туристов.
А между тем комплекс построек Нижегородского острога уникален для России. Почти все подобные крепости, появившиеся после тюремной реформы Александра I в губернских и уездных городах, в XX веке были разрушены. А наш острог, пусть и в плачевном состоянии, но сохранился.
В этих казематах "гостили" писатели Владимир Короленко, Максим Горький, Евгений Чириков и будущий нарком здравоохранения Николай Семашко.
Почти все советские годы в острожных зданиях обитало местное аптекоуправление. И только в 1981 году острог был передан музею-заповеднику. Вскоре, однако, началась перестройка, средств на реставрацию не стало, а из закрывшегося главного корпуса музея-заповедника на Верхневолжской набережной в казематы переехали отделы природы, истории, библиотека... Первых посетителей острог принял лишь в 2003 году, так что в 2008-м у музея есть повод отметить еще один юбилей.
"Экспозиция небогатая, но экскурсия очень интересная!" - это типичный отзыв гостей Нижегородского острога. "Наряды" тюремщиков и тюремников, кандалы, документы, фотографии... Общие камеры и "одиночки", крутая винтовая лестница и тяжелые двери с засовами, жутковатые низкие своды и переходы. Наконец церковь, где молились преступники (церковь при тюрьме - это было нижегородское новшество). "А какие у нас карцеры замечательные!" - шутит Татьяна Трубицына.
Как ни странно, даже бывшие казематы нуждаются в финансировании. Вот, скажем, общую камеру можно "эффектно" оборудовать нарами, но денег на них нет. А если бы все здания острожного комплекса оказались в распоряжении музейщиков, можно было бы развернуть грандиозную экспозицию из фондов музея-заповедника, а в бывших бараках обустроить гостиничные номера для туристов. Иностранцы, кстати, на подобные русские "диковинки", где можно пощекотать себе нервы, просто толпами валят!
У сотрудников музея уже есть проект его преобразования: в остроге должен разместиться музей политической истории. Под ней авторы проекта подразумевают, конечно, не только историю политических заключенных XIX и XX веков, но и собственно историю дореволюционной и советской политики. Этой тематике и раньше посвящались экспозиции в остроге: не так давно здесь проходила масштабная выставка "Под знаком Орла", посвященная государственной символике нашей страны, и выставка к 90-летию рождения Красной Армии под названием "Легендарная и непобедимая".
Однако дадут ли свободный ход "острожным" проектам, зависит, по признанию руководителей музея, от федеральной и областной власти.
Ольга ГОРНОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате