Современные композиторы показали Картинки

Современные композиторы показали Картинки

Они все равно будут сочинять - не "благодаря", а "вопреки".В Нижегородской государственной консерватории имени М.И.Глинки прошел III Международный фестиваль современной музыки "Картинки с выставки". Программы фестиваля традиционно познакомили нижегородцев с новыми и новейшими сочинениями нижегородских, российских и зарубежных композиторов.
Известно неоднозначное отношение любителей музыки к произведениям современников. Считается, что эта музыка "некрасивая", "непонятная" и вообще порой как бы и "не музыка". Своими мыслями о ситуации в академической музыке сегодняшнего дня делятся художественный руководитель фестиваля, профессор Нижегородской консерватории, председатель Нижегородской организации Союза композиторов России Борис ГЕЦЕЛЕВ и профессор Дрезденской высшей школы музыки имени К.М.Вебера виолончелист Эмиль РОВНЕР (кстати, уроженец нашего города).
- Чем для вас является современная музыка: это эмоции, образы, поле для художественного эксперимента?
Б.Гецелев:
- Все, что вы перечислили, и многое другое. Современная музыка - все, что нас окружает, все, что внутри нас, и даже то, о чем мы с вами и не подозреваем. Музыка - невербальное искусство, она включает в себя все то множество, которое невозможно определить словами.
- Эмиль, вам довольно часто доводится исполнять новую музыку. У вас есть предпочтения или вы идете навстречу всем предложениям современных композиторов?
Э.Ровнер:
- Я стараюсь быть "всеядным". Отбор идет уже потом, а вначале я стараюсь быть как можно более открытым и не судить слишком рано о произведении, не делать окончательной оценки. Бывают сочинения, которые сразу вызывают восторг, но они необязательно останутся в репертуаре. Гораздо чаще случается, что произведения не сразу "раскрываются", они могут быть не самыми яркими внешне, но очень глубокими, интересными.
- В исполнении современной музыки практически всегда есть возможность сотрудничества с автором. Это облегчает задачу исполнителя или, наоборот, сужает возможности интерпретации?
Э.Р.:
- Это зависит от композитора. Есть авторы, которые очень либерально относятся к трактовке своего текста, например Кшиштоф Пендерецкий. В случае если они доверяют исполнителю и уважают его, то считают, что он вносит очень много своего и становится в какой-то степени соавтором. А есть противоположный тип композиторов, которые выписывают все до мельчайших деталей.
- С какими проблемами сталкивается современный композитор?
Б.Г.: - Все мы хотим, чтобы нас слушало больше людей. Но это желание всегда оставалось актуальным для композиторов, работающих в академических направлениях. У поп-музыки - огромная аудитория, а музыку Баха и в его времена слушали немногие. Академическое искусство требует соучастия, сопереживания и работы мысли. Нет привычки, нет воспитанной потребности… Но в этом нет ничего ужасного. Наверное, когда-нибудь все будет по-другому. Что же касается житейских проблем… Композитор, который не пишет попсу и не включен в шоу-бизнес, в социальном смысле абсолютно не обеспечен и, увы, не может заработать на кусок хлеба с маслом. Получается в точности как у Маяковского: "Сидят папаши. Каждый хитр. Землю попашет, попишет стихи". То есть творчество - как бы некое хобби. На самом деле это неправильно. Чтобы получилось что-то качественное, ценное, требуется уйма времени, умений, навыков, сил и стремления куда-то взлететь. Мы-то все равно будем сочинять - не "благодаря", а "вопреки".
Беседовала Мария ОЛЕНИЧЕВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате