Говорят, что благодаря удачным решениям Россия пока проходит через кризисную ситуацию более спокойно, с меньшими потерями, чем, например, США и Евросоюз.
Тем не менее уже к концу октября этого года кризис задел почти 40 процентов жителей Нижегородской области.
Об этом говорят данные соцопроса, проведенного недавно сотрудниками Нижегородского отдела Института социологии РАН по заказу фонда "Открытая социология". В нем участвовало 1200 респондентов - жителей Нижегородского региона.
Как всегда, острее всего сложности этого периода переживают незащищенные слои населения. Из тех, кто почувствовал на себе холодные ветры, поднятые обрушением мировой финансовой системы, - люди с небольшим финансовым достатком. 45 процентов, ответивших на этот вопрос положительно, - пенсионеры.
Социологи делают из этого вывод: поддержка банков со стороны государства - дело хорошее, но о стариках, о людях с маленьким достатком тоже подумать не мешает. К слову, нижегородцы в преодолении последствий финансового кризиса (66,9 процента опрошенных) рассчитывают только на себя.
Кроме тех, кого кризис коснулся, четверть респондентов (25 процентов) ждут подвоха в самом ближайшем будущем, 18,3 процента опрошенных считают, что их все это обойдет стороной, а 5,9 процента убеждены, что никакого кризиса нет и в помине, что все это просто паника. Среди последних больше всего людей небольшого достатка, для которых покупка вещей длительного пользования является проблемой.
Сложно сказать, как влияет российский менталитет на поведение наших граждан в условиях финансового кризиса, но в Нижегородской области ничего не стали делать 61,6 процента опрошенных. В банк пошли, чтобы снять вклад или перевести его в более надежное финансовое учреждение, 4,2 и 1,6 процента респондентов соответственно. Чуть меньше трети опрошенных попытались минимизировать для себя влияние кризиса другими путями: сократили свои затраты, покупки (25,1 процента) или вложили деньги в товары длительного пользования (5,5 процента).
Социологи же между тем разглядели в разных моделях поведения не столько личностную, сколько экономическую причину. Среди тех, кто ничего не делал (67,7 процента опрошенных), - люди старше 65 лет, которые, видимо, не опасаются за свои вклады ввиду их отсутствия и по той же причине не могут превратить деньги в товар.
Елена МАСЛОВА.