2019 год - юбилейный для Законодательного собрания Нижегородской области. Региональному парламенту исполняется 25 лет. Мы продолжаем юбилейную рубрику, представляя слово тем, кто в разное время руководил депутатским корпусом. Сегодня наш собеседник - депутат II созыва, а в 2001 - 2002 годах председатель Законодательного собрания Дмитрий Бедняков.
- Дмитрий Иванович, вы были непосредственным участником избирательных кампаний в Законодательное собрание I и II созывов, первым мэром Нижнего Новгорода. Чем это время запомнилось?
- Мое участие в формировании регионального парламента началось еще в 1992 - 1993 годах. Именно тогда я был включен в группу по подготовке законодательства, на основании которого в 1993 году проходили выборы в Государственную думу ФС РФ, а в 1994 году - в Законодательное собрание I созыва. Я в то время был главой администрации Нижнего Новгорода, назначенным непосредственно первым президентом России Борисом Ельциным.
В те годы для страны был переломный период, продолжалась конкуренция идей, подходов по управлению страной. Одну сторону олицетворяли коммунисты, люди леворадикального толка, и были новые подходы, которые проповедовали тогда Борис Ельцин, Егор Гайдар и другие. Противоборство вылилось в противостояние Верховного Совета и президента, а завершилось расстрелом парламента в Москве.
В августе 1993 года, когда все было накалено, мы выступили с инициативой мирного урегулирования конфликта под эгидой Конституционного суда РФ. Но не вышло - президент издал указ о роспуске областных советов и утвердил положение о порядке выборов в Законодательные собрания субъектов и в органы местного самоуправления.
Я как юрист занимался подготовкой этого положения. Не обходилось без дискуссий, это был переломный этап в развитии нашей государственности и парламентаризма. Некоторые все еще считали, что это непостоянно, выборы будут нелегитимны, их не признают. Оказалось, что все, что мы делали, было признано, одобрено, так как было очень важно для страны.
Малый совет не прекращал свою работу, выполнял совещательную функцию при губернаторе. Городской совет областного центра был распущен по указанию президента - мной было принято положение о его роспуске. Полномочия горсовета перешли ко мне - главе администрации города.
Считаю, что это был самый тяжелый период в моей жизни, в карьере. Одно дело, когда за спиной у тебя горсовет и ты можешь опереться на его поддержку, другое - ты один и отвечаешь за все.
- Помнится, что вы тогда поссорились с губернатором. Конфликт привел к вашей отставке с поста мэра областного центра. Это было как-то связано с Законодательным собранием?
- В 1993 году, когда уже стало ясно, что будут выборы в Законодательное собрание, я понял, что пойду на них кандидатом. Борис Ефимович сообщил, что не будет поддерживать мою кандидатуру. Почему? Существовало некое объективное противоречие между городскими и областными интересами. Оно, как я считаю, есть до сих пор и является причиной для всякого рода непониманий и даже конфликтов в разных субъектах Федерации.
Это связано с межбюджетными отношениями и желанием получить в город столько денег, сколько он требует. Но Борис Немцов порой совершал поступки, которые, как мне кажется, вызывали недоумение. Прошли годы, и теперь я расскажу, как я видел ситуацию. Как юрист многое пытался выяснить: как уходят деньги с одной статьи на другую, что вообще происходит с финансированием. Словом, постепенно чисто производственные противоречия перешли на уровень межличностных.
Вторая причина - выборы. Городская власть пользовалась уважением и популярностью. Это могло вызывать ревностные чувства. Ближе к делу стало ясно, что я как кандидат выигрываю, и тогда выборы были отменены решением губернатора - прямо накануне голосования. Были изъяты бюллетени, люди разочаровались, и в итоге многие нижегородцы не пришли на избирательные участки. В Законодательное собрание было избрано очень мало депутатов, а городская дума Нижнего Новгорода вообще не была сформирована в правомочном составе. Довыборы проходили осенью 1994 года, когда избирался и мэр. Вот при каких неспокойных обстоятельствах формировалось тогда наше Законодательное собрание.
- Рассказывают, что потом вы помирились с Борисом Немцовым, наладили отношения, он даже раскаялся…
- Знаете, так говорят. Борис Немцов заявлял, что наладил со мной отношения. Правда, я никаких извинений от него не слышал, он только в прессе об этом говорил. Но если и нужно было просить прощения, то не у меня. То, что получилось в итоге, - плохой прецедент, когда ситуацию демократического избрания сломали через колено, поставили под сомнение. Потом пришлось годами доказывать справедливость новой власти.
- А как же вы стали председателем Законодательного собрания, если дело зашло так далеко?
- Начнем с того, что в 1998 году я был избран депутатом Законодательного собрания II созыва, Немцов уже не был губернатором. В 2001 году меня выбрали председателем, кстати, тоже вопреки мнению тогдашнего главы региона.
- Какой к тому времени стала работа областного парламента?
- Более тщательной, открытой. Так, областной бюджет на 2002 год мы приняли в декабре 2001-го, каждую спорную позицию рассматривали на заседании и по ней голосовали. Это был первый в истории Нижегородской области бюджет, принятый до нового финансового года.
Сейчас большая часть работы проходит в комитетах, и непосредственно на заседании собрания депутаты могут голосовать без обсуждения, но это не означает снижения качества работы.
- Где вы сейчас живете, в Москве?
- Несмотря на то что двадцать лет я проработал в столице, жил всегда здесь, семью никуда не перевозил. С 1994 года стал адвокатом в адвокатской конторе № 13. Был представителем Законодательного собрания в Совете Федерации с 2002 по 2006 год, затем советником председателя Совета Федерации, руководителя Федеральной службы по тарифам. Сегодня работаю советником губернатора Нижегородской области по правовым и судебным вопросам. У меня два маленьких сына и два взрослых от первого брака. Два внука и внучка.
- Спасибо за откровенный разговор.
Вера Чеботарева.
Справка «НН»
Законодательное собрание Нижегородской области второго созыва. Избрано 45 депутатов, из них 19 - предыдущего созыва.
Сохранена преемственность в работе высшего представительного органа государственной власти региона.
Первое заседание состоялось 3 апреля 1998 года.