Александр Велединский-Я делаю кино сердцем

Александр Велединский-Я делаю кино сердцем

На завершившемся "Кинотавре" картина "Живой" нашего земляка Александра Велединского чуть-чуть не получила Гран-при. Для этого не хватило всего одного голоса. Зато фильму дали приз за лучший сценарий и традиционного "Слона" от критиков (правда, "Слон" достался и ленте "Изображая жертву" Кирилла Серебренникова).
Горячие головы уже называют "Живой" великой картиной. Посмотрим - увидим. Интересно другое. Ситуация словно повторяется: два года назад в Выборге жюри предпочло фильму Велединского "Русское" картину Марины Разбежкиной "Время жатвы", сейчас в Сочи - "Изображая жертву". В Выборге критики тоже долго выбирали между Велединским и Разбежкиной, склонившись в итоге к первому.
Конечно, оценка художественного произведения всегда субъективна, но явно наблюдается столкновение двух диаметрально противоположных стилевых направлений. С одной стороны, формотворчество, изображающее эмоции. С другой стороны, настоящие эмоции, сильные и открытые, намеренно очищенные от изысков.
Мы решили встретиться с режиссером, чьи фильмы имеют столь непростую фестивальную судьбу, и задать ему несколько вопросов.
- Саша, после всех этих событий у тебя не возникает желание "попасть в струю" и пуститься в визуально-вербальные эксперименты?
- У меня всегда было и есть только одно желание - снять честное кино. Форму я все равно под содержание затачиваю и по-другому никогда делать не буду. Может, когда-нибудь мне и захочется поиграться с формой исключительно ради формы, но пока такого желания нет.
- Какое из кинонаправлений, на твой взгляд, победит?
- Никакое не победит. Кино будущего изменится принципиально. Пленки не будет, будут какие-то совершенно другие визуальные формы. Какие? Не знаю. Может быть, кино перейдет в область компьютерных рисунков, которые любой человек может оживить одной кнопкой, сам придумать сценарий, выбрать любых артистов (известных политиков, родственников) и наслаждаться "фильмом" сколько хочет.
- Ты счастлив, что не доживешь до этого момента?
- Ну, почему? Думаю, будет даже интересно... Просто в этой связи я вспоминаю один замечательный рассказ Артура Кларка. Выжившие после ядерной войны идут по прериям и рассуждают о том, каким было человечество до катастрофы. В их распоряжении есть только одна реликтовая вещь - пленка и кинопроектор, и они уверены, что на этой пленке сняты люди прошлого. Вставляют пленку в кинопроектор - и на экране начинается мультфильм "Микки Маус". А все убеждены, что это их предки!.. Если моя картина останется после какой-то глобальной катастрофы, то выжившие поколения, по крайней мере, будут знать, что мы были живые люди. (Смеется - В.З.)
- То есть ты считаешь, что искусство - это, прежде всего, чувство, впечатление, "имперссион"?
- Конечно. Я делаю кино сердцем. Голову, конечно, тоже пристегиваю, но иногда в угоду сердцу выбрасываю ее на помойку и оставляю "нелогичные" эпизоды. Например, я прекрасно понимаю, что за тридцать восемь дней невозможно залечить ногу, которую отрезали. Для этого нужно около десяти месяцев. Но поскольку "Живой" - мистическая история, о потусторонности, то я оставляю эти тридцать восемь дней. И когда на экране звучит диалог: "- Сегодня какой день? - Тридцать восьмой. - Еще два дня?" - я слышу, как зал замирает в эту секунду. Все понимают всё, и это важнее логики.
Петр Вайль очень правильно сказал, что "Живому" навязывают какой-то чеченский синдром, а фильм совсем не об этом. Эта картина о метафизике смерти, удивительным образом переплетенная с лубочностью.
- Что ты думаешь о картине своего конкурента?
- Я никогда не обсуждаю картины конкурентов за глаза, только лично с конкурентами. - Что такое, на твой взгляд, режиссерское кино?
- Все приличное кино режиссерское. И кино Серебренникова, и кино Балабованова, и Хлебникова, и мое. Да, я считаю, что у меня очень хороший фильм. Без дураков. Потому что слышал овации, которые были после просмотра. И не то чтобы успокоился, но понял, что два года не зря потрачено.
- Чего ждешь от проката?
- Самого хорошего. У нас 400 копий, что для фильма на грани авторского и жанрового кино число невероятное. У нас поддержка
ОРТ и СТС - на сегодня это два самых мощных телеканала. Нас поддержало "КАРО", взяв картину не только в многозальные, но и в однозальные кинотеатры. Что говорит о многом. Это в многозальных твой фильм может идти с пятью зрителями, а кассу сделают на блокбастерах, а однозальному кинотеатру картину заменить нечем. И если фильм взят в однозальные кинотеатры - это свидетельство большой надежды прокатчиков на удачный прокат.
Вера ЗВЕЗДОВА.
Москва - Нижний Новгород.

Следите за нашими новостями в удобном формате