XXII Всероссийский Пушкинский фестиваль оперного и балетного искусства "Болдинская осень" открылся оперой "Борис Годунов" Творения Мусоргского неизменно собирают полные залы. Так случилось и в минувшую пятницу. И, похоже, дело не только в том, что главные партии исполняли заезжие знаменитости.
В опере, основанной на пушкинской трагедии и карамзинской "Истории государства Российского", отражено Смутное время - эпоха всеобщей неопределенности. Партитура Мусоргского словно насквозь пропиталась этими настроениями, и даже судьба ее на редкость неспокойна. Сам автор оставил два варианта спектакля; за оркестровку брались Римский-Корсаков, Шостакович и Ипполитов-Иванов; опус перекраивали то под Мариинский театр, то под Метрополитен-опера, урезая одни сцены и переставляя местами другие. А уж что говорить о режиссерах! Для многих из них "Борис" - поле неустанных экспериментов и поисков себя… Но странное дело: просматривая прессу об этих, без сомнения, этапных событиях российского музыкального театра, с трудом находишь фамилию Мусоргского.
Постановка нашего театра датируется 1994 годом. Декорации ее воссоздают эпоху Годунова, а артисты одеты в исторические костюмы. Но купола не мешают зрителю проводить параллели с современностью, если он того желает. А если не желает - режиссер не настаивает. Ведь в партитуре "Бориса" все срежиссировано уже самим композитором, и для Отара Дадишкилиани, судя по всему, главное - создать на сцене художественную реальность, запланированную Мусоргским. Реальность, где сценические ситуации воплощаются с помощью литературного слова и музыкальной интонации. И в этом мудрость режиссера: в спектакль, основанный на этих незыблемых оперных началах, могут встроиться любые приглашенные артисты. На этот раз в постановку идеально "вмонтировались" солисты Московского государственного музыкального театра "Геликон-опера", театра, для которого, между прочим, новизна и неожиданность - принципиальные позиции. Царя Бориса спел лауреат премии Шаляпина, лауреат международного конкурса Михаил Гужов, Марину Мнишек - заслуженная артистка России, дипломант конкурса артистов оперетты Елена Ионова, Самозванца - заслуженный артист России Вадим Заплечный. На спектакле Отара Дадишкилиани публика наслаждалась мастерством артистов, с удовольствием следила за действиями нашего хора и увлекалась замечательно выразительной и образной игрой оркестра (им управлял народный артист России, лауреат Государственной премии СССР, дирижер "Геликон-оперы" Евгений Бражник). И, конечно, снова восхищалась гением Мусоргского. А режиссер деликатно остался в тени. Наверное, он мог бы подписаться под словами своего коллеги Георгия Данелия, который сказал однажды: "Зритель должен сопереживать героям и не замечать, каким способом режиссер добивается этого сопереживания". Быть может, именно за этой этичностью и приходят из года в год в наш театр?
Ольга РАФИ.