- Сколько стоил ваш выпускной? Мы по две с половиной тысячи собирали…
- Да что ты? Это в девятом-то классе? В нашей школе 11-классники по столько складывались…
Чем ближе к концу учебного года, тем чаще можно было услышать подобные разговоры. Учебный год закончился, сданы экзамены, отшумели выпускные балы, но школьная тема не ушла из разговоров горожан. Родители жалуются друг другу на то, как много средств из семейного бюджета съедает «бесплатное и общедоступное» среднее образование. Наша газета каждый год возвращается к этой животрепещущей теме, но она, к сожалению, не становится от этого менее актуальной. Действительно, общеобразовательная школа (прежде самое безобидное в финансовом отношении заведение), подобно безжалостному ненасытному монстру, с каждым годом требует от родителей все больших и больших жертв. Деньги приходится платить на каждом этапе: начиная от вступительных взносов, которые негласно, а иногда даже гласно и «законно» существуют во всех престижных учебных заведениях: лицеях и гимназиях - до ежегодных или ежеквартальных сборов в общешкольный и классный фонды, которые с каждым годом становятся все более и более внушительными. На какие только нужды не складываются бедные родители, каких только статей расходов нет в классном бюджете! Не только на подарки учителям, как бывало раньше, охрана, уборка, баскетбольные мячи, аппаратура для занятий иностранным языком и так далее – все оплачивается из кармана родителей. Нет ничего удивительного в том, что родители теперь больше детей радуются каникулам. Успеть бы за 2-3 месяца поднакопить сил и средств для «продолжения образования».
А выпускные! Это, как правило, отдельная песня, чаще всего горькая и жалостная. Цены на выпускные растут ежегодно, намного опережая уровень инфляции. На сегодняшний день экзамены и выпускной бал для родителей одиннадцатиклассников обойдутся в сумму от 3,5 до 5 тысяч рублей (в нее, разумеется, не входят расходы на праздничный костюм, обувь и посещение парикмахерской накануне). У девятиклассников разброс цен больше: от семисот до 3 тысяч рублей в зависимости от района и престижности школы. Ненамного меньше расходы родителей, дети которых закончили начальную школу: от 500 до 2,5 тысяч рублей. Одним словом, хоть плачут родители, но платят - деваться некуда: взялся за гуж…
Но не будем торопиться во всем обвинять школу, педагогов и директоров. Доля последних в вакханалии есть, но, поверьте, не самая значительная. Больше всего виноваты в создавшейся ситуации …сами родители. Они сами копают себе яму, в которую потом благополучно попадают, причем начинают это делать до того, как их дети переступают порог первого класса. Конкретнее? Пожалуйста. Возьмем для иллюстрации один из лицеев. Только ленивый родитель не пытается «поступить» туда своего ребенка. Всякий себя уважающий банкир, предприниматель, клерк и госслужащий средней руки считает своим долгом попасть туда любой ценой. Спрос огромен, он и определяет предложение: на платные подготовительные курсы могут записаться все желающие – таких, как правило, набирается в 2-3 раза больше, чем предполагается взять в первый класс. Родители, понимая, что шансы поступить при таком раскладе у их детей не очень велики, начинают искать обходные пути. Вариантов немного, поэтому большинство родителей пускаются по одной и той же нахоженной тропе: начинают искать репетиторов из числа педагогов начальной школы того же лицея. Самые проницательные находят именно тех, которые будут набирать первые классы. За ценой, естественно, никто не стоит, хотя гарантии никому не даются. Однако ажиотаж к апрелю - маю доходит до предела. Нервы «участников марафонского забега» сдают: оказывается, что проницательных родителей слишком много, они дышат друг другу в затылок, следовательно, прийти к желанному финишу вся толпа не сможет. Фаворитами гонки окажутся те, кто на последнем решающем этапе выложит все свои козыри. Нужно ли говорить, что самыми убедительными аргументами становятся не знания детей и их способность к обучению, а финансовые возможности родителей. Две недели перед зачислением в первый класс превращаются в аукцион. Его участники входят в неслыханный азарт, складывается такое впечатление, что на карту поставлено не поступление в лицей, а жизнь ребенка.
Так разве директор и педагоги лицея виноваты в том, что родители сами себя подогревают, сами, по сути дела, все организуют и сами же, в конце концов, платят? И неужели директора должны отказываться от того, что само плывет в руки? С одной стороны, это преступно – ведь продаются места не в частное, а государственное учебное заведение, то есть жнут директора там, где не сеяли. Но, с другой стороны, разве не они создают репутацию школе, подбирают коллектив педагогов, способных дать хорошие знания? Получается, что руководители вполне имеют моральное право брать, что дают.
Поступив, счастливые родители уже не могут остановиться. Они готовы продолжать открывать кошелек и вытаскивать купюры по поводу и без повода. Азарт быстро не проходит, это своего рода болезнь. Родители, как бы по привычке, продолжают игру на повышение, сами взвинчивают цены. Теперь уже главным мотивом становится лозунг «Чтобы не хуже, чем у других». Ну и поехали…
Так что не будем жалеть «бедных родителей». Сочувствие вызывают лишь те немногие здравомыслящие мамы и папы, которые оказываются жертвами вакханалии азарта, попав в водоворот стихии случайно. Как правило, их одинокий призыв к общей массе «Опомнитесь! Остановитесь» тонет в общем гуле осуждения «ренегатов» и дружном шелесте вытаскиваемых купюр. И так будет всегда: поскольку «всех нищих не будешь чище, у кого-нибудь да красная сумочка», «школьная» статья расходов и дальше будет расти, будьте уверены, гонка будет продолжаться.
Вера Кострова.