Прошла традиционная встреча руководителей ПАО «Газпром» с журналистами

Прошла традиционная встреча руководителей ПАО «Газпром» с журналистами

Ежегодная пресс-конференция проходит в Санкт-Петербурге обычно по окончании собрания акционеров крупнейшего и значимого для страны холдинга. На встречу приглашаются журналисты зарубежных, федеральных и региональных СМИ. Так было и в этот раз. Наш регион представлял Нижегородский областной информационный центр, в который входит и газета «Нижегородские новости».
Что в первую очередь интересовало сотрудников СМИ, а значит, их читателей, зрителей, слушателей? Деятельность такого важного для России и мира гиганта, вышедшего на первое место на российском фондовом рынке с капитализацией, превысившей 85 млрд долл., не может оставить равнодушными здравомыслящих граждан, поэтому вопросов было задано немало.

Дешевле и чище
Первой звучала тема газомоторного топлива. На вопрос сотрудника газеты «Белгородская правда» Олега Гончаренко отвечал только что переизбранный на должность председателя совета директоров Газпрома Виктор Зубков. И начал он с такого примера: более 30 тысяч единиц (52 процента) техники самого холдинга переведено на газ. Это и дешевле, и важно для экологии: более 100 тысяч тонн вредных веществ благодаря использованию альтернативного вида топлива не попало в атмосферу.
По мнению Виктора Зубкова, в стране сформирован неподдельный интерес к переводу машин на природный газ. Многие регионы готовы строить заправочные станции. Сегодня Газпром работает в этом направлении в 19 регионах. Два из них выбраны как пилотные по ускоренному развитию рынка газомоторного топлива - Ростовская и Белгородская области. До конца года в Ростовском регионе будут действовать уже 18 заправочных станций, за три года здесь будет переведено на газ 55 тысяч единиц техники.
В Белгородском регионе решением законодательной власти в два раза снижен транспортный налог для автомобилей на природном газе, будет переведено на него 19 тысяч единиц техники.
В Ростове Газпром зафиксировал цену кубометра газа на заправках в 16 рублей 40 копеек, в Белгороде - на 10 копеек дешевле. «Это крайне выгодно», - оценил Виктор Зубков.
По оценкам структуры «Газпром - газомоторное топливо», сегодня в стране бегает около 150 тысяч автомобилей на природном газе, хотя точного числа не знает никто. На юге страны - это легковушки, севернее - грузовики. Ежегодный прирост такой техники ожидается в пределах 35 тысяч единиц.
По данным аналитического агентства NGV Global, в настоящее время в мире насчитывается более 23 млн транспортных средств на природном газе. Прогнозируется, что к 2024 году их количество превысит 30 млн единиц. В Китае 55 млн авто заправляются альтернативным голубым топливом, там соответствующие программы работают 28 лет, на заправках продается 26 млрд кубометров газа в год, это в 40 раз больше, чем в России.
Напомним, ранее президент Владимир Путин высказал такое мнение о переводе автомобилей на природный газ: для нашей страны и для многих других стран мира первичным источником, гораздо более экологичным, является газ, многие страны стимулируют внедрение экологически чистых видов транспорта, в том числе электромобилей, но для России более актуален вариант перевода машин на газ.
Вице-премьер РФ Дмитрий Козак в конце прошлого года поручил подготовить директивы, которые обязывают государственные компании перевести свои автопарки под автомобили, использующие газомоторное топливо. Реализация идеи должна пройти с 2019 по 2024 год.
Прорабатывается проект госпрограммы по развитию рынка газомоторного топлива, тоже предложенный в прошлом году. Он предусматривает субсидирование производства автомобилей на альтернативном топливе, перевод существующей техники на газ, строительства заправочных станций и многое другое. Ожидается, что реализация программы даст годовой экономический эффект от снижения топливных затрат на всех видах транспорта в 300 млрд рублей. Но плюсы не только в этом. Будут снижены выбросы в атмосферу, а также повысятся ресурс двигателей и срок эксплуатации транспортных средств.
Между прочим, лидером по темпам развития рынка газомоторного топлива стал наш сосед - Республика Татарстан. Там объем реализации природного газа для транспорта вырос с 2012 года в семь раз! Нам, учитывая хотя бы экологическую обстановку, есть о чем задуматься.
Темпы зависят от регионов
Конечно, журналистов волновал и другой важный вопрос - газификация российских регионов. Об этом говорилось и в рамках общего собрания акционеров компании. Реализация природного газа потребителям страны в 2018 году выросла на 4,3 процента. Объем реализации составил 239,7 млрд куб. м.
- В 2018 году объем инвестиций Газпрома в программу газоснабжения и газификации регионов составил рекордную сумму - 36,7 млрд руб., - сообщил Алексей Миллер. - Уровень газификации в среднем по стране вырос до 68,6 процента. А в городах и поселках городского типа - до 71,9 процента. Программой газификации были охвачены 66 регионов страны: построено более 2 тыс. км газопроводов, созданы условия для газификации 49 тысяч домовладений и квартир. Объемы финансирования газификации регионов со стороны Газпрома могут быть увеличены. Необходимых результатов по синхронизации необходимо достичь вместе с нашими партнерами - субъектами Российской Федерации, которые обеспечивают готовность потребителей к приему газа…
В 2018 году, как и в предыдущие годы, Газпром полностью выполнил взятые обязательства - в стране построено 146 газопроводов протяженностью 2019 км.
Но все-таки, но все- таки… В 150 тысячах населенных пунктов России вообще нет газового хозяйства. Интересные данные: в Оренбургской области уровень газификации достиг 98 процентов, в Республике Чечня - 97,8 процента, в Астраханской области - 90,9, в Томской области - 12,9, в Карелии - 6,8. До 85 процентов общую газификацию страны планируется довести к 2030 году. «Стыдно, когда страна, которая производит больше всего газа в мире, тем не менее имеет такой низкий уровень газификации населения», - такую оценку в прошлом году дал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев.
В решении проблемы заинтересовано огромное число жителей России, поэтому на пресс-конференции и прозвучал следующий вопрос.
- В последнее время много говорят и пишут, что цена газификации неподъемна для областных и муниципальных бюджетов и что правильнее было бы эти расходы переложить полностью на Газпром, тогда бы уже давно все населенные пункты у нас были газифицированы. Как относитесь к этому утверждению? - спросила на пресс-конференции председателя правления ПАО «Газпром» Алексея Миллера главный редактор «АиФ в Омске» Ольга Коробова.
- Вопрос стоит не столько о затратах, сколько о полномочиях и ответственности, - ответил Алексей Миллер. - В муниципальных и региональных бюджетах есть соответствующая статья на газификацию, которая предопределена полномочиями, ответственностью и границами собственности соответствующих субъектов. Работа строится с четким пониманием роли и ответственности Газпрома и субъектов. Ежегодно с каждым из регионов Газпром подписывает планы, графики синхронизации работ, в которых с нашей стороны четко прописаны все объекты, которые мы построим в соответствующем году, и объемы их финансирования в рамках бюджета компании. Соответственно со стороны субъекта РФ также прописаны объекты и обязательства их финансировать. Темпы газификации в настоящее время зависят от того, как выстраивают свою работу регионы в рамках выделенных средств. И, конечно, наша компания не может и не обязана финансировать, а фактически исполнять чей-то чужой бюджет. Наша задача заключается в том, чтобы платить налоги в регионы, в федеральный бюджет. В 2018 году рекордные объемы со стороны Газпрома были направлены на программу газоснабжения и газификации регионов России. Газпром может увеличить финансирование данной программы в два раза, а может быть, и больше, но подчеркиваю, что только в рамках той системы взаимоотношений, которая есть на сегодняшний день, тех обязательств, полномочий и ответственности, которые есть у всех участников этой программы. Компания не может финансировать конкретные статьи затрат в исполнении бюджетов хозяйствующих субъектов.
Добавлю, что в Нижегородской области уровень газификации составил 77 процентов. Природный газ есть в 1215 населенных пунктах. Остаются без голубого топлива шесть северных районов - Шахунский, Шарангский, Тонкинский, Тоншаевский, Ветлужский, Варнавинский, а также частично Лысковский и Воротынский.
Будет исполнено в срок
О чем еще шла речь на встрече руководителей ПАО «Газпром» с журналистами? Конечно, о «Северном потоке - 2», о «Турецком потоке». Оба они будут реализованы и в срок. В этом уверен председатель правления Газпрома Алексей Миллер. Среди знаковых проектов и «Сила Сибири». Говорилось на пресс-конференции о проекте поставки газа в Китай по маршруту через Алтай и Алтайский край (так называемый проект «Сила Сибири -2»). Алексей Миллер напомнил, что соответствующее соглашение подписано еще в 2014 году. В документе были обговорены сроки и объемы поставок газа. Но не назывались суммы вложений.
«Как только договоримся по цене, сразу же запустим проект в работу…» - сказал председатель правления ПАО «Газпром». При этом вопрос о возможности реализовать «Силу Сибири - 2» под сомнение не ставится - проект обязательно воплотится в жизнь.
Остается сказать, что в нашей стране запасы газа - самые крупные в мире, и каждый год они прирастают благодаря геологоразведке. Всегда приятно сознавать, что у тебя чего-то больше, чем у других.
Елена Беляева.

Следите за нашими новостями в удобном формате