Экспроприация автомобилей

Экспроприация автомобилей

Книга шведского писателя, блистательная и одна из самых страшных антиутопий прошлого столетия, догие годы проходила по ведомству "детективной литературы", а потому, наверное, до сих пор и не оценена серьезной критикой. Между тем она может занять место в одном ряду с "1984" Оруэлла и "Мы" Замятина - разве что описывается в ней не "тоталитарная", а не уступающая ей "либерально-демократическая" жуть.
Интересует нас здесь лишь всевозрастающая зависимость современного человека от его автомобиля. И - преступления, против автомобилей совершаемые…
Шоссейная гонка
"Волга", катившая по ночной трассе, ничем на первый взгляд не отличалась от прочих машин - впрочем, в ту пору уже довольно редких. Ехала с разрешенной скоростью, "кланялась" светофорам, ничего не нарушала… Однако чем-то насторожила она гаишный патруль. Опытный милиционер сам не всегда может объяснить, почему из десятков лиц (или, как в этом случае, машин) безошибочно выбирает он лицо "незаконопослушное". Решено было остановить "Волгу" и проверить документы пассажиров. Просигналили…
Интуиция не подвела сотрудников ДПС: водитель дал по газам, съехал с шоссе, выбирая места потемнее, и принялся петлять, уходя от погони. Наконец в одном из тупичков машина остановилась. Трое парней, сидевших в салоне, брызнули врассыпную. Преследовать их в кромешной тьме было бесполезно.
Что ж, зато сама "Волга" досталась гаишникам. "Пробив" ее номера, милиционеры выяснили, что буквально за несколько часов до этого автомобиль был похищен у одного из жителей Ленинского района Нижнего. Через недолгое время не успевший даже вознегодовать хозяин (о том, что он остался "безлошадным", он только от милиционеров и узнал) и следственно-оперативная группа были на месте.
Удача: в салоне автомобиля обнаружились пригодные для идентификации отпечатки пальцев. Оставалось проверить их по идентификационной системе "Папилон": ежели обладатель отпечатков судим, то следы его должны, как говорят в милиции, "выстрелить".
Они и "выстрелили". Но поздно. Короче, 20-летний Алексей Кружков (фамилия изменена) по кличке Лимон и двое его подельников были в то время уже задержаны. Так что "пальчики", конечно, лишними не стали: доказательств преступления много не бывает. Но все же, согласитесь, обидно немного: преступника вычислили, а он, оказывается, задержан уже.
Впрочем, обидно-то оказалось не столько операм Ленинского РУВД, раскручивавшим это дело, сколько нам: такой сюжет обломился… Но жизнь не детективный роман. Сплошь и рядом преступники попадают за решетку не "в результате грамотно проведенных оперативно-разыскных мероприятий", а случайно, "по дурочке". Так и трое наших героев: не успев остыть от погони, едва ли не пару дней спустя вновь угнали автомобиль. Благополучно добрались до Сортировки и мирно снимали с него колеса, когда их засекли проводившие плановый рейд опера УВДТ. Тихо "приняли", проверили номера терзаемой машины, узнали, что она в угоне, - и позвонили в Ленинский район. Побеседовав с несвятой троицей, родимые сыщики получили объемную картину целой серии автомобильных краж, троицею оной совершенных.
Ролевые игры
Лимону к тому времени сравнялось уже 20 лет. В 16-летнем возрасте был он судим за угон, однако на нары, как у нас, гуманистов, водится, не попал. Самый младший в компании, 16-летний пацанчик, тоже успел уже отметиться на скамье подсудимых, но по неинтеллектуальной статье, за грабеж. Третий их подельник, едва-едва достигший совершеннолетия, даже и ограбить никого толком не успел…
Мечта трех друзей (все - жители Сортировки) была неоригинальна: им нужны были деньги. А поскольку зарабатывать их честным трудом долго и неинтересно, то решили они промышлять кражей авто. Способствовали тому два привходящих обстоятельства: во-первых, Леша Лимон в миру был автослесарем и автомашины, по крайней мере отечественные, знал не по-дилетантски. В том числе - системы сигнализации…
Соответственно и работали парни строго по ролям. Покуда двое необразованных стояли на стреме, "профессионал" отключал сигнализацию, вскрывал салон, когда удавалось, а нет - так просто стекло разбивал. Затем проникал внутрь, разблокировал руль, проводками заводил мотор - и, свистнув подельников, давал стальному коню шпоры…
Однако угнать - это полдела. Следовало еще и реализовать угнанное. Тут-то и пришелся ко двору 41-летний знакомый парней, тоже с Сортировки родом, державший небольшую автомастерскую. Познакомились они случайно, через подружку Лимона. Слово за слово: "Не нужны ли машины для запчастей?" - "Не откажусь!"… Сперва просто пригоняли ему машины, в основном - "Волги" и "Жигули" 14-й и 21-й моделей. Затем владелец начал своим "помощникам" машины заказывать. Таким образом, в течение недолгого времени (буквально нескольких дней!) оказался удалой бизнесмен обладателем девяти авто: 7 было угнано из Ленинского района, два - из Канавинского. То есть в основном работали воришки от дома подальше, что, кстати, говорит о какой-никакой квалификации… И то, что не зарились они на неизвестные им модели, тоже свидетельствует о том, что не с рядовыми угонщиками имели дело оперативники…
Не дурак был и "хозяин": продавать краденый автомобиль опасно, даже если номера на двигателе перебьешь. Так он что-то на запчасти пускал, а что-то резал и продавал на металлолом. Таким образом два автомобиля ушли с концами, пять - возвращены владельцам.
Естественно, "бизнесмен" во время следствия отрицал все на свете: дескать, привозят мне машины, я беру. Откуда мне знать, что они в угоне? Не без труда удалось вменить ему 175-ю статью УК РФ "Скупка краденого". Грозит ему теперь до 5 лет. Столько же грозит и его поставщикам - но по 158-й статье, за кражу.
Куплет "не из хора"
Слава богу, не дошли мы еще до массовых "автосамоубийств", предсказанных Пером Валё (см. эпиграф), хотя бывало уже и такое. Но "автомания" уже захлестнула Россию. Со всеми "цивилизованными" причиндалами: отсутствием развязок, парковок, пробками, автокредитом, автострахованием. Аферами, автомобильными гоп-стопами, воровством и угонами. (Не путать! Угон - это когда просто "покататься", без цели хищения.) И ребром встает вопрос: как обезопасить своего железного друга от супостатов. Причем желательно подешевле…
И парадокс: сколько ни спрашивал я у милиционеров советов, все в один голос говорят: подешевле - никак. Только охраняемая стоянка. Дело в том, что воруют автомобили, как правило, не дилетанты. Так что блокиратор руля - панацея разве что от решившей покатать своих девчонок уличной шпаны. Как и средства сигнализации: профессионал умеет ее отключить, а в последнее время все чаще сигналы сканируют, так что и тут у воров проблем нет. Поставить под окном и прислушиваться к шуму мотора… Ну, слушай, кто мешает. Угнал же какой-то деятель в Советском районе прямо из-под окон водителя маршрутный "пазик", да еще и разбил его (мы об этом писали).
Шепотом, тревожно озираясь, говорили мне некоторые блюстители порядка, порою - при немалых чинах, что решением проблемы была бы официализация "незаконных парковок": по крайней мере, знаешь, где пасется табун "железных коней", соответственно и послеживаешь. Кроме того, там ведь частенько владельцы охрану выставляют: пусть не профессионала, но тревогу-то поднять и он может… Так что, как и все в нашем мире, проблема неофициальных стоянок - она не так проста, как кажется измученным жителям домов, где оные стоянки расположены… Есть над чем поломать голову тем, кому положено: мы можем просто констатировать…
Игорь ГРАЧ.

Кстати
По словам сотрудников ГУВД, "группу риска" по автокражам составляют отечественные автомобили. На первом месте - "ВАЗы" всех модификаций, на втором - "Волги". Как ни странно, иномарки воруют реже, что и понятно: тяжелее скрыть и достать запчасти. Речь, понятно, не об организованных преступных группах, специализирующихся на торговле крадеными автомобилями и их запчастями: об этих разговор особый. Особый разговор и об "угонщиках": известно, например, что при любом крупном ограблении преступники используют угнанные авто, причем не менее двух: в первом увозят добычу, пересаживаются во второе, которое бросают в укромном месте. А вот об основной (то есть - самой опасной для "рядовых" автовладельцев) массе автоворов мы рассказать попытались: схема действия Лимона и его старших и младших друзей - классическая, хоть в учебники криминалистики ее помещай…

Следите за нашими новостями в удобном формате