Секрет эрзянской воительницы

Секрет эрзянской воительницы

Нашему краеведу удалось расшифровать древнюю криптограмму.Hемного найдется таких знатоков мордовской культуры и быта, как директор Эрзянского музея краевед Николай Аношкин. И, видимо, совсем не случайно именно к нему в руки попал номер журнала "Чудеса и приключения" со статьей московского писателя Александра Косырева "Загадки каменного идола".
Удивительна история о рыбаке Анатолии, который в поисках рыбных мест однажды оказался в верховьях реки Мокши на границе между Рязанской областью и Мордовией. И не только чистой водой и стерлядкой, что водилась там, запомнилась эта поездка Анатолию.
Неподалеку от речного берега, в овраге, отыскал любознательный рыбак большие диковинные камни, которые писатель Александр Косырев позднее назовет идолами, кому поклонялись наши предки. Два камня были правильной яйцевидной формы, а третий - в форме куба со сторонами в 1,1 метра.
Сами эти каменные глыбы заслуживают, по мнению исследователей, тщательного изучения. Однако главное их внимание привлекли изображение на самом большом камне (его высота 2,5 м) человеческого лица, а также выбитая надпись.
Увидев ее, писатель понял, что имеет дело с пиктограммой или тайнописью, но не смог понять смысла зашифрованных слов. И потому в своей журнальной статье обратился к читателям с просьбой помочь ему в этом многотрудном деле, а в награду обещал прислать одну из своих книг.
Внимательно прочитав статью и изучив опубликованную надпись, Николай Аношкин предложил свою версию. Он предположил, что камни эти искусственного происхождения и отлиты были по особой, ныне утраченной технологии предками нынешних эрзян. Произошло это вскоре после восстания, поднятого Степаном Разиным в 1670 - 1671 годах и жестоко подавленного царскими властями.
Предводительницу одного из разинских соединений, насчитывавшего до семи тысяч человек, Алену Арзамасскую, сожгли в деревянном срубе, о чем, уверен краевед, напоминает монолит. А надпись на крупном яйцевидном камне посвящалась воительнице и мученице Алене, которую, как и атамана Степана Разина, российский люд не забыл и слагал о них песни и легенды. Аношкин утверждает, что Алена Арзамасская была мордовкой (точнее, эрзянкой), и ее одноплеменники-язычники поставили ей своеобразный памятник со словами, напоминающими плач-причитание или молитву.
В первой строчке, написанной кириллицей, считает Аношкин, содержатся такие слова: "Эрзянская женщина-мать". Вторая строка (латинским шрифтом), говорит краевед, состоит из первых букв эрзянских слов, выражающих преклонение перед бесстрашной женщиной, чей подвиг приближает ее к Богу. Вот слова, предложенные Аношкиным: "Для всех нас ты терпение, подруга, огнем в душе стоишь".
Лицо, изображенное в верхней части камня, убежден краевед, это сама Алена Арзамасская. Разделение камня двумя горизонтальными линиями на три части он связал с языческими верованиями эрзян и их делением мира на три яруса, где соответственно в самом верху находится Бог, затем люди, а под ними - души предков.
Александру Косареву версия лукояновца показалась самой убедительной из всех, полученных им. И он, выполнив свое обещание, прислал Аношкину увлекательную книгу о кладах как раз перед Новым годом.
Виктор КУЗНЕЦОВ.
Лукояновский район.

Справка "НН"
Эрзя - финно-угорский народ уральской языковой семьи. Проживает в бассейне рек Мокши, Суры, а также Волги и Белой. Русские и соседние народы называют эрзян (так же, как и мокшан) мордвой, но сами эрзяне этим словом себя не называют.
В раннем Средневековье эрзя - народность, которая консолидировалась в составе мордовского этноса, оказывала сопротивление хазарам, печенегам и половцам. Древнее эрзянское княжество располагалось на территории Старой Рязани (Эрзяни). Под давлением переселявшихся славян отступила на восток к современному Арзамасу (Эрзямасу).

Следите за нашими новостями в удобном формате