Возвращение каспийского монстра

Судьба первых отечественных экранопланов у всех здравомыслящих людей в России вызывала нескрываемое чувство горечи. У нижегородцев это чувство усугублялось еще и тем, что это их земляк Ростислав Алексеев создавал летающие корабли, которые в свое время так потрясли наших потенциальных противников - американцев.
"НН" неоднократно в публикациях возвращались к судьбам экранопланов, один из которых, названный американцами "каспийским монстром", не так давно проследовал по Волге вверх на вечный прикол - в столичный музей, созданный мэром Москвы Юрием Лужковым. И вот появилась надежда, что лицезреть "монстров" мы скоро сможем не только в современных кунсткамерах. В Чкаловском районе ЗАО на бывшей опытно-экспериментальной базе центрального конструкторского бюро судов на подводных крыльях возродилось производство экранопланов.
К этим аппаратам есть интерес у тех, кто занимается доставкой грузов в районы Крайнего Севера и Арктики.
В 2003 году ЗАО "АТТК" стало хозяином обанкротившегося и неработающего уникального предприятия. Более 200 миллионов рублей было вложено в восстановление практически разрушенной производственной инфраструктуры, инженерных систем, коммуникаций, дорог и т.п. А уже через полтора года на чкаловской земле был собран первый пятиместный малый пассажирский экраноплан "Акваглайд". Эта машина была создана под руководством генерального конструктора Дмитрия Синицына - соратника и продолжателя дела Алексеева.
- Работы по созданию экранопланов ведутся в Австралии, Германии, США, Южной Корее, Китае и других странах, но серийно они строятся сейчас только в России, рассказывает президент ЗАО "АТТК" Рубен Нагапетян.
В год на предприятии АТТК могут собирать 10 - 12 пятиместных "Акваглайдов". А после завершения реконструкции и пуска нового цеха годовая программа выпуска может вырасти до 20 машин. Сегодня интерес к ним проявляют владельцы гостиничных комплексов, транспортных и туристических компаний. Потребность в этих транспортных средствах есть и в России, и не только в качестве перевозчиков пассажиров, прежде всего для транспортировки грузов. Конструкторы уже завершили первый этап проектных работ над 30-местным экранопланом в различных модификациях. Параллельно ведутся работы над целой серией экранопланов типа "В", которые могут при необходимости отрываться от экранной поверхности и лететь на высоте до 150 м, возвращаться в наиболее экономичный режим экранного полета. Все расчеты по объемам инвестиций и срокам создания различных модификаций и типов экранопланов уже выполнены, и здесь готовы предложить отечественному заказчику перспективные разработки. В новом цехе параллельно могут быть начаты и работы по подготовке производства 30 - 40-местных экранопланов.
В перспективе тут могут изготавливать пассажирские летающие корабли на 50 и 200 мест, транспортные грузовые и универсальные грузопассажирские, способные нести от 10 до 300 тонн полезной нагрузки. Но средства предприятие готово вкладывать не только в новые перспективные проекты, но и в обучение студентов, которым и предстоит продолжать дело своего талантливого земляка - Ростислава Алексеева.
Артем СЕРГЕЕВ.

Справка "НН"
Экраноплан (фр. ecran - щит, экран, plan - плоская поверхность)
- высокоскоростное транспортное средство, аппарат, летящий в пределах действия аэродинамического экрана, то есть на относительно небольшой (до нескольких метров) высоте от поверхности воды, земли, снега или льда. 22 июля 1961 года на испытательной станции ИС-2 был выполнен первый полет первого отечественного экраноплана. Это был экранолет СМ-1. В первом испытательном полете экраноплан СМ-1 пилотировал Ростислав Алексеев.


Следите за нашими новостями в удобном формате