Стать взрослым непросто. Инфантильные дети растут под родительским крылом

Стать взрослым непросто. Инфантильные дети растут под родительским крылом

Девчонки и мальчишки заметно вытянулись за лето, стали старше. Задача взрослых - дать детям почувствовать это, расширить полномочия дочерей и сыновей. Родителям хочется, с одной стороны, чтобы их чада были самостоятельными, ответственными, а с другой - дети находятся под тотальным контролем. Все школьные оценки видны в электронном дневнике, смартфоны дают возможность отслеживать перемещения ребенка, маленьких детей, как правило, не отпускают одних гулять.
Разорвать пуповину
В итоге некоторые люди и в 40 лет не хотят уходить из-под родительской опеки. Действительно, отпустить ребенка во взрослую жизнь мамам и папам тяжело и страшно. Некоторые не признают своих чад повзрослевшими ни в 20, ни в 30, а иногда даже и в 50 лет - для старшего поколения они так и остаются несмышленышами, которых нужно постоянно контролировать. Между тем эмоционально-психологическое отделение детей от родителей должно произойти, иначе ребенок позже не сможет выстроить полноценные отношения со своим партнером уже в своей семье.
О том, как помочь детям стать взрослыми, рассказала нижегородский психолог семейного центра «Лада» Ирина Реутова.
Существует четыре этапа отделения ребенка от родителей. Впрочем, строго говоря, процесс сепарации начинается в момент рождения, когда перерезается пуповина и когда младенец отрывается от материнской груди.
Первый этап психологического отделения приходится на один год. В это время ребенок уже способен делать свои первые самостоятельные шаги: может дотянуться, доползти, дойти до чего-либо. Препятствием к психологическому отделению является то, что мама в этот период не поддерживает стремления ребенка к самостоятельности, а продолжает все делать за него. Увы, не у всех пап и мам хватает терпения дождаться, пока малыш натянет колготки или наденет ботинки самостоятельно.
Второй этап в 3 - 4 года - это время, когда у ребенка начинает формироваться представление о нем самом. Но взрослые опять же мешают психологическому взрослению, говоря: «Ты еще маленький», «Я лучше знаю», «Я сама сделаю».
Уход в виртуальность
Третий этап - подростковый возраст. У мальчиков это 12 - 13 лет, а у девочек потребность в сепарации возникает еще раньше в 10 - 11 лет. Это этап самоидентификации ребенка. Подростки демонстрируют, что они хотят быть независимыми и самостоятельными. Им важно, чтобы к ним относились как к взрослым. Мнение сверстников становится важнее того, что говорят родители, поэтому нужно успеть до 12 лет дать ребенку представление о правильных ценностях, научить общаться с друзьями, тому, как вести себя во время конфликтов. Препятствием для психологического отделения в этот период является подавление родителями своего ребенка.
Четвертый этап отделения приходится на 17 - 19 лет. Это время вступления во взрослую жизнь.
Важно! За отделение ребенка, за его переход на следующую фазу психологическую ответственность несет родитель, так как дети не имеют своего опыта, не знают, что их ждет в будущем. Если все этапы прожиты, пройдены правильно, то между детьми и родителями формируются нормальные взрослые отношения, в которых есть взаимное уважение, принятие друг друга, понимание.
Отделиться от родителей - значит, с одной стороны, дать себе право не соответствовать родительским ожиданиям, с другой - позволить родителям быть такими, какими бы они хотели быть, какие они есть (требовательными, критикующими, неправильными, неидеальными, злыми, раздраженными).
В древности молодые люди, чтобы почувствовать себя взрослыми, шли на войну, завоевывали новые территории. Последние 20 лет молодежь уходит от родителей в... Интернет. Там нет строгих правил, жесткого контроля. Всемирная паутина позволяет подросткам быть в среде своих сверстников. Это пространство для экспериментов, которое дает возможность быть принятым и понятым. Свой собственный мир в Интернете очень легко спрятать от родителей.
Благодаря Интернету в современном мире сепарация подростков в целом проходит спокойнее, чем в былые времена. Школьникам в большинстве своем сегодня не требуется доказывать свое право на самостоятельность с помощью шокирующего поведения, экстремальных поступков. Однако контролировать детей в Интернете современным родителям очень непросто. А опасностей в виртуальном пространстве не меньше, чем в реальной жизни.
Подростки-переростки
Специалисты выделяют два основных типа конфликтов, связанных с подростковой сепарацией. Первый возникает в ситуации, когда родители стремятся подчинить, всецело контролировать ребенка, заставить поступать нужным им образом, а он сопротивляется давлению. Здесь главный совет - дать ребенку свободу. Набравшись собственного опыта, он примет и ценности своих родителей, станет ближе к ним. А если конфликт зашел далеко, то стоит обратиться за помощью к психологу, советует Ирина Игоревна.
Второй тип конфликтной ситуации: мама и папа понимают, что чаду пора жить самостоятельно, но у него нет желания отрываться от них.
Семьи, в которых ребенок слишком долго задерживается под крылом родителей, как правило, выгодны и комфортны для обеих сторон. Например, за счет ребенка, чувства нужности ему родители решают личные проблемы (в том числе одиночество). Детей также устраивает сложившаяся ситуация.
- Сейчас наступила эра молодежного инфантилизма: взрослым становиться нерезонно, в семьях детей сильно балуют и опекают, оберегают от многих взрослых проблем. Но при таком раскладе человеку сложнее расти над собой, добиваться успеха в жизни, строить собственную семью, справляться с различными трудностями, - предупреждает психолог. - Если отделения от родителей не произошло, то отношения между поколениями превращаются в эмоциональную зависимость.
Записала Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.

Кстати
Есть четыре вида психологического отделения от родителей.
1. Эмоциональная сепарация - это когда человек способен сделать выбор вне зависимости от того, одобрят этот выбор родители или нет.
2. Ценностная сепарация - когда человек способен иметь свое представление о мире, отличное от его родителей, и способен спокойно говорить об этом.
3. Функциональное отделение - это способность человека заботиться самостоятельно о себе, о том, где взять еду, как ее приготовить, найти работу.
4. Конфликтная сепарация - когда ребенок способен поругаться с родителями и не мучиться от неразрушительного чувства вины.

Педсовет
Программируйте успех в учебе
- Родители, сами того не подозревая, часто вызывают у ребенка сильную неприязнь к учебе, - утверждает детский и семейный психолог Екатерина Кес. - Это происходит, когда сын или дочь слышат такие фразы от взрослых: «Вечно ты пишешь тяп-ляп», «У тебя постоянно грязь в тетрадях…», «Ты никогда не стараешься!», «Ты всегда все забываешь», «Никогда у тебя ничего не получается с первого раза» и т.д.
Подобные замечания действуют на ребенка как негативные внушения. Со временем он действительно начинает думать: «Я ни на что не гожусь», «Со мной все плохо», «У меня никогда ничего не получается», «Я вечно ошибаюсь», «У меня все получается тяп-ляп» и т.д. Психологи называют это «сбывающиеся пророчества». Не программируйте ребенка на неудачу! Специалисты советуют родителям: «Перестаньте использовать такие обороты, как: «всегда ты», «ты никогда», «ты все время», «ты постоянно», «вечно ты». Вот как можно заменить деструктивные фразы: «Вот здесь напиши еще раз эту букву», «На ошибках учатся, ничего страшного, сейчас все исправим», «У тебя получается все лучше и лучше», «Ты сможешь это запомнить, я знаю», «Даже если не получилось с первого раза, не нужно сдаваться». Когда ребенок слышит подобное, то у него появляется вера в собственные силы, он чувствует поддержку родителей и это ему помогает учиться лучше.

Следите за нашими новостями в удобном формате