В поселке имени Степана Разина Лукояновского района, как и во многих населенных пунктах области, газ практически в каждом доме. Но, как ни странно, их хозяева и не думают избавляться от печек, которые исстари считаются непременным атрибутом русского дома. В них и сегодня хозяйки пекут самые вкусные пироги, варят самые наваристые щи и рассыпчатую кашу.
Ремесло печника в поселке по-прежнему в почете. А их, настоящих, осталось не так много. Один из них - Николай Смолин.
Недавно ему исполнилось 60 лет, и сегодня, конечно, нет в нем прежней молодой удали. Однако не откажется помочь, если чья-то печь задымила, а теплым летом, если хорошие люди попросят, может сложить печку.
Выпускник Вязниковского СПТУ во Владимирской области, в начале 60-х прошлого века, он еще до армии прошел хорошую практику в Суздале и Иванове, работая на разных стройках. А в свободное время осваивал ремесло печника.
Старший товарищ по работе из местных как-то попросил помочь сложить ему печь.
- Да я же еще толком не умею, - отнекивался Николай.
- Ничего, я научу, - солидно ответил новоиспеченный наставник.
И научил. Как оказалось, каменщику, хорошо владеющему навыками кладки, не составило труда выложить сначала низ, а потом вывести топку и дымоход. До армии он потом выложил еще несколько печей, обретя в этом деле уверенность.
Отслужив положенный срок, вернулся домой в родной поселок. Однажды услышал жалобу матери на то, что дымоход в печи совсем не тянет и надо звать печника. Мать поначалу не поверила заявлению сына, что он все сделает сам, но, когда Николай все до единого кирпичика положил как надо, прочистил дымоход и затопленная печь ожила, очень обрадовалась.
Через несколько дней, впрочем, печь пришлось переделывать по примеру соседей, где мать подсмотрела "диковинку" - плиту и духовку. И такой “тюнинг” ему оказался по силам.
С тех пор в речке Пандуге, что рядом с Разиным, утекло много воды. Здесь Николай Ильич, опытный строитель, немало чего построил. А вечерами после работы или в отпуске собирал печи. Так все 45 лет трудовой жизни. Если в среднем за год, как подсчитали его родственники, он выкладывал по десять печей, то получается в общей сложности не меньше 450. Хотя сам печник утверждает, что больше. И по 15 - 20 печей получалось в прежние годы. Но, оставаясь человеком скромным, остановился на цифре 500 - видимо, для круглого счета.
Теплом выложенных им печек грелись несколько поколений разинцев. Приходилось ему выезжать и в Первомайск, и в Арзамас, и даже в Нижний Новгород - молва о умелых его руках докатилась и сюда. Люди специально приезжают к нему домой с просьбами сложить кто русскую печь, кто голландку, кто камин. И помимо традиционного печного кирпича в дело идут изразцы, огнеупорная плитка - получается на загляденье. Отказать людям не может: говорит, что русский дом без печи все равно что человек без души. Свою душу же он вкладывает в любимое ремесло.
Виктор КУЗНЕЦОВ. Лукояновский район.