Кто хоть раз лежал в российской больнице, знает, что такое тамошнее питание. Лишь в исключительных случаях можно прожить на больничной стряпне, не прибегая к "сухпайкам" от родственников. Еще бы, попробуй-ка накормить взрослого человека на 60 рублей в сутки!
Синюшная картошка
Врачи говорят, что питание - это важная часть лечения для любого больного. Каково же приходится самым "чувствительным к еде" - пациентам гастроэнтерологического отделения! Как-то раз в больнице Заволжья Нижегородской области пациенты начали мучиться изжогой. Причиной недуга стало масло, которое привез поставщик.
Больницы выбирают продукты не сами - их привозят организации, предложившие на ежеквартально проводимых аукционах самую низкую цену за свой товар. Чаще всего это право выигрывают не хорошо зарекомендовавшие себя нижегородские сельхозпроизводители, а перекупщики, которые берут где-то продукцию и перепродают ее с наценкой, чем и живут.
- Этими продуктами кормить стыдно, - признается врач-диетолог заволжской больницы Нина Курганникова. - Вчера больной пожаловался, что картошка невкусная. Так она изначально была мелкая и синяя, сразу видно, что кормовая, для скота. А крупы какие плохие везут! Геркулес - сплошная шелуха. И нам нужно умудриться из этого приготовить овсяный напиток для послеоперационных больных. Молочная продукция - это отдельная тема. Из творога и молока, сделанных из порошка, невозможно приготовить качественное блюдо! Вместо сливочного масла нам однажды пытались подсунуть спред: изготовлен в Вязниках, называется "Владимирское", а этикетка "содрана" с Вологодского масла. А в кулебакских продуктах мы обнаружили плесень и кишечную палочку. Такой товар обратно отправляем. Лучше уж я на свой страх и риск меню скорректирую, чем накормлю больных этой гадостью.
Пока мы разговариваем, в пищеблоке идет ревизия. Сотрудники Роспотребнадзора проверяют продукты на качество и количество. Если что, за отступление от норм по шапке получат не перекупщики, а врачи…
Корыстная "помощь"
Раньше больницы заключали контракты напрямую с нижегородскими производителями, потому точно знали, что получат качественную продукцию. И предприятия сходились с ними в цене. С некоторых пор эту практику заменили на аукционы, проводить которые обязал закон.
- Нам невыгодно в них участвовать, - разводит руками директор городецкого молокозавода Нина Квасникова. - Во-первых, не зная, победим ли мы в аукционах, я не могу рассчитать, сколько сырья мне понадобится в грядущем году. А во-вторых, снижая цены, перекупщики доходят до абсурда. Ну не может пачка натурального масла стоить 13 рублей, когда ее себестоимость не меньше пятидесяти! Победители говорят, что, мол, решили заняться благотворительностью. А у меня лично возникает вопрос: из какого сырья их масло сделано, соответствует ли государственному стандарту? Фактически поначалу "чеписты" продают воздух, и только потом начинают думать, где будут брать продукты по такой невероятно низкой цене.
К слову, участник аукциона должен представить только четыре документа: заявку на участие, выписку из налоговой инспекции, документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявку, и лицензию на выполнение работ. Никто даже не смотрит, что у фирмы за душой, способна ли она выполнить взятые обязательства. Никто не задается вопросом, можно ли за такие копейки приобрести качественный продукт.
Экономия на здоровье
- Благодаря аукционам можно экономить большие деньги и направить их на другие нужды больниц - ремонт, лекарства, – говорит начальник управления муниципального заказа администрации Городецкого района Валерий Поляков. Это и так понятно. Но можно ли экономить на здоровье, ведь речь не о строительных или горюче-смазочных материалах, а о лечебном питании.
Получается, что никто, кроме самих врачей, не следит за тем, что именно везут в больницы перекупщики. А чтобы доказать, что продукция некачественная, медикам приходится раскошеливаться на экспертизу. Какая же тут экономия?
- Разбираясь с вязниковским «маслом», мы отстегнули по 1300 рублей за исследование каждой пачки, - говорит главный врач заволжской больницы Вячеслав Пермичев. – С поставщиком договор расторгли, а он тут же подрядился возить другие продукты.
По закону, рассказывает Валерий Поляков, проштрафившийся предприниматель в течение нескольких лет не может участвовать в аукционах. Но ничто не мешает ему зарегистрировать фирму под другим названием и снова ринуться в бой. Получается, что, пока аукционы обязательны, уберечь больницы от нечистых на руку бизнесменов невозможно.
Анна ПОМЕРАНЦЕВА.
Городецкий район.
Кстати
С предложением отменить практику проведения аукционов городецкие сельхозпроизводители хотят обратиться к земскому собранию. А областные чиновники предлагают другое решение проблемы: по словам заместителя министра сельского хозяйства Анатолия Якимчева, в нижегородском правительстве разрабатывается документ, который обяжет присуждать победу на таких аукционах определенному количеству нижегородских сельхозпроизводителей.