В последние годы героями масштабных отечественных кинопремьер становятся не вымышленные, а вполне реальные герои - ученые, космонавты, спортсмены. С большим успехом прошли показы фильмов «Легенда № 17» о хоккеисте Валерии Харламове и «Движение вверх» о победе советских баскетболистов в финале мюнхенской Олимпиады. Завтра на широкие экраны выходит еще один байопик, рассказывающий о великом спортсмене - фильм «Лев Яшин. Вратарь моей мечты».
Корреспондент «НН» созвонилась с исполнителем заглавной роли Александром Фокиным и расспросила его об участии в съемках.
В другой атмосфере
- Александр, вы сыграли легендарного футболиста. А был ли спорт, в частности футбол, в вашей жизни?
- О, да, я играл в футбол! Хотя и не был записан в секцию. Все детство провел на школьном стадионе неподалеку от дома, где с друзьями, с одноклассниками гонял мяч. Футбол присутствовал в моей жизни в очень большом количестве! Позже, когда я поступил учиться, он отошел на второй план, но во время съемок все вернулось и все навыки очень пригодились.
- Случайно не вратарем были?
- Нет, больше любил бегать и забивать мячи. Как и все остальные мальчишки!
- Ваш герой - советский человек. Говорят, что те люди и сегодняшние очень различны. Так ли это?
- В истории, написанной для фильма, я не заметил радикальных отличий того времени от дня сегодняшнего. Что сегодня, что тысячу лет назад люди одинаково смотрят на такие вещи, как любовь и дружба, предательство и непонимание. Конечно, меняется политический строй, но человеческие чувства не притупляются. Наверное, была разность в том, что коммунистический строй звал к великой мечте, делая людей более светлыми и оптимистичными, в том числе по отношению друг к другу. И атмосфера, конечно, другая: какая-то более легкая… благородная, вдохновляющая. Сейчас настала пора людей, замкнутых на себе.
- Что точно изменилось за прошедшие шестьдесят лет, так это футбол. И команда наша, российская, футбольная выглядит иначе. Об этом что вы можете сказать?
- Думаю, дело в том, что тогда футбол был еще молод. Он ведь и зародился всего-то чуть больше ста лет назад. В пятидесятые годы прошлого века динамика, скорость, само отношение к игре были совершенно другими. Сегодняшние турниры я ощущаю как шоу. А тогда был очень искренний футбол, в который вкладывали душу.
О неожиданностях и импровизации
- В жизни Льва Ивановича не лучшую роль сыграл беспринципный журналист, буквально сломавший ему карьеру. Неужели так велика сила печатного слова?
- Ну журналист карьеру Льву Ивановичу не сломал, хотя подпортил здорово. Это - о советском тоталитаризме, о том, что были люди, которые настоятельно «порекомендовали» написать таким образом, чтобы обозначить виноватого. Смотреть на это можно по-разному: личное отношение, на эмоциях, проигрыш... Да, был такой факт в биографии вратаря: журналист поступил некрасиво, и, насколько мне известно, последнему потом было всю жизнь стыдно за те строки.
- Кстати, позволю себе журналистский вопрос: расскажите, пожалуйста, про забавные, интересные, неожиданные случаи во время съемок.
- Разное бывало, всего не упомнишь! Например, когда снимали шестидесятый год, победу на Кубке Европы, по сценарию должна была быть дождливая летняя погода. Съемки проходили в октябре, было сухо и тепло. Но именно в те три смены, когда мы работали над этим матчем, температура опустилась практически до заморозков. Так что периодически забегали в палатку погреться, а потом нас поливали водой и мы снова выбегали на поле радоваться летней жаре… В крымских Саках обнаружилось, что поле, на котором нужно работать, - не лужайка с мягкой травкой, а натуральное пепелище, окруженное каменными трибунами, словно аутентичный древнегреческий театр. А ты - вратарь, и тебе приходится не только «летать», но и падать…
- Насколько строг с вами был режиссер Василий Чигинский, требовал ли он точного выполнения всех указаний или давал возможность импровизировать?
- Были моменты, когда я предлагал что-то режиссеру. А иногда даже не предлагал, но просто в дублях делал какие-то варианты. Артисту на площадке неинтересно раз за разом повторять одно и то же точь-в-точь: хочется и так попробовать, и эдак. А режиссер уже выбирает. Между прочим, я еще не видел фильм, но знаю точно, что некоторые моменты, которые добавлял «от себя», вошли в чистовой монтаж.
Порой думать некогда
- Вы успешно прошли пробы на заглавную роль в фильме, будучи еще студентом Щукинского училища. Неужели такая серьезная, красивая роль стала для вас дебютом?
- Да, именно так. И я действительно еще был студентом «Щуки», когда узнал о пробах. Меня приглашали несколько раз, в том числе на собеседование, а потом утвердили - и началась работа. Вот так, прозаично.
- Вы сыграли роль легендарного вратаря, в частности, благодаря портретному сходству и яркой «ретровнешности». Насколько актер с красивым, запоминающимся лицом обречен всю жизнь играть однотипные роли?
- Вероятность этого достаточно высока. Однако дело не в «обреченности», а в том, что тебе раз за разом предлагают эти однотипные роли, а ты на них соглашаешься. Есть популярные молодые артисты, которые сейчас много снимаются в кино: про них говорят, что они везде, что они «достали»… Но судите сами: если актеру поступают предложения и он постоянно, без остановки работает, у него просто нет возможности остановиться, посмотреть на происходящее отстраненным взглядом и твердо заявить: «Пока мне не предложат что-то радикально другое - сниматься не буду». Мы все в некотором смысле маленькие дети, нам хочется ролей, как игрушек, и нетрудно понять, отчего один и тот же актер прыгает из фильма в фильм. Трудно отказаться!
Справка «НН»
Александр Валерьевич Фокин родился 13 марта 1988 года в Коломне. В 2016 году окончил театральный институт им. Б.Щукина (курс Александра Коручекова). Работает в театре им. Вахтангова. Театральные роли: Фальстаф («Фальстаф»), боцман Смит («Питер Пэн»), мусье Фассоль («Бедность не порок»). Хобби - бег, фитнес.
Мария Федотова.
На фото: Кадр из фильма «Лев Яшин. Вратарь моей мечты». 6+