У детского писателя Валентина Постникова есть дедушка... Шоколадный

У детского писателя Валентина Постникова есть дедушка... Шоколадный

Первый мой звонок застал Валентина Юрьевича в разгар важного события - Международной книжной ярмарки интеллектуальной литературы non/fiction. Популярный столичный писатель представлял там свою очередную книжку о новогодних приключениях Карандаша и Самоделкина и едва поспевал раздавать автографы.
Позже, делясь впечатлениями от ярмарки, он констатировал, что, к счастью, хорошие, умные и добрые книги по-прежнему пользуются большой популярностью. В том числе детские. А еще отметил, что в детской литературе наступила пора матриархата. Потому что эпоха стотысячных тиражей и больших заработков осталась в советском прошлом, мужчины-писатели ушли в другие темы. А женщины так и продолжают рассказывать детям сказки…
Впрочем, как стало ясно дальше, для сказочника в первую очередь важен не пол, а возраст.

Расти, не взрослея
- Валентин Юрьевич, ваш статус сказочника официально признан энциклопедиями и справочниками. Что это значит?
- Когда Астрид Линдгрен спросили, кто они, авторы книжек для детей, она ответила: «Для детей пишут те, кто остался детьми в душе». Она сама в восемьдесят лет запросто могла на дерево залезть!
- Вы говорите об этом так уверенно, словно своими глазами видели…
- Да, видел. На фото. Там ей 82 года и она сидит на дереве вместе со своими внуками. Да! Детский писатель - это вечный ребенок. Я и сам, хоть вырос внешне, внутри остался маленьким. Иначе я не мог бы говорить с детьми на одном языке.
- Тогда, кстати, прошу вас вспомнить свои календарные детские годы. Как это было?
- О, я рос в окружении сказочников! Мы жили в двухкомнатной квартире, и редко выпадали дни, когда в ней не было тесно от гостей. Так как мой папа был известным детским писателем, все его друзья тоже были известными детскими писателями. Два-три раза в неделю у нас бывал Эдуард Успенский. Часто приходили Юрий Коваль, написавший «Недопёска» и «Приключения Васи Куролесова», автор «Поросенка Фунтика» Виктор Шульжик. Сегодня, кстати, мы бок о бок подписывали свои новые книги на ярмарке нон-фикшн. Приезжал автор «Чиполлино» и «Джельсомино» Джанни Родари. Мама дружила с Маршаком - она редактировала его книги. Захаживал Корней Чуковский…
- И какими они были, сказочники? Знаю, что в жизни профессиональные комики достаточно скучны, а самые обаятельные актеры часто суровы и неприветливы. Каковы в быту сказочники?
- Все наши друзья-сказочники были настоящими - потрясающе веселыми людьми! Папа близко дружил с Ефимом Чеповецким - автором популярных книг, сценаристом к мультфильмам «Доктор Айболит», «Приключения капитана Врунгеля» и автором всех этих знаменитых песен, «Мы бандито-гангстерито». Он был прекрасным рассказчиком, выдумщиком: постоянно что-то интересное рассказывал и громко хохотал при этом.
А еще из знаменитостей у нас была Астрид Линдгрен - Успенский в свое время делал перевод повестей про Карлсона - и я даже сидел у нее на коленях!
- Астрид Линдгрен? И какая она?
- К сожалению, тогда я был слишком мал, чтобы сознательно фиксировать детали. Но помню, что от нее очень приятно, вкусно пахло конфетами.
Удивительный двоечник
- Вы ездите по стране, встречаясь с маленькими читателями и приглашая их в мир радости и выдумки. За вами идут?
- Меня называют писателем, который пишет для детей, не любящих читать. Ведь многие дети очень неохотно садятся за книжку, что бы им мамы-папы ни подсовывали. Иногда родители говорят даже что-то вроде: «Прочитаешь эту книгу - получишь пятьсот рублей», - в надежде, что ребенок хоть как-то втянется в процесс. И очень часто родители признаются мне: «Только ваша книжка заставила его увлечься чтением!» А секрет прост. Первое: почему в девяностые годы все смотрели бразильские и мексиканские сериалы? Потому что каждая серия там заканчивалась событием: кто-то женился, развелся, потерялся или вообще умер. И вся страна ждала следующего события с нетерпением. Я старался писать книжки так же: каждая глава заканчивается событием, так что хочется немедленно перейти к следующей главе. Второе: все события начинаются сразу, буквально с первых предложений. Как в приключениях Тома Сойера: тетя зовет Тома, и читатель уже в ожидании: а что случилось? Никаких предисловий, никаких описаний. Современный ребенок не осилит нескольких «разгонных» глав до интересного, бросит.
Ну и третий момент - познавательность.
- А вы-то были страстным, запойным книгочеем?
- Да! Я очень любил читать, читал больше всех в классе и даже в школу прихватывал что-нибудь из художественной литературы. Уже в первом классе прочел всего Конан Дойля и Майн Рида, во втором - всего Дюма…
- Наверное, у вас дома были все эти собрания сочинений в подписках?
- Нет, у нас дома были только совсем взрослые книги. И множество книжек папиных друзей с автографами. А того, что я тогда любил, у нас не было, и поэтому постоянно выпрашивал книги у друзей и знакомых.
- Чтение помогало вам хорошо учиться?
- Увы, по русскому были сплошь двойки. И наша учительница говорила, что в ее жизни все двоечники были нечитающими, а читающие - отличниками, и такой феномен, как двоечник, читающий больше любого отличника, она впервые наблюдает в моем лице.  
- Быть сыном знаменитых родителей трудно. В чем это проявилось для вас?
- Я начал свой путь в литературе с новых приключений Карандаша и Самоделкина, которых придумал мой папа, написал про них семнадцать книжек. И долго не мог избавиться от клейма «продолжателя», использующего потенциал чужих персонажей. Дело в том, что каждый по-настоящему популярный автор ассоциируется со своим героем: Николай Носов - с Незнайкой, Эдуард Успенский - с Крокодилом Геной, Чебурашкой и компанией из Простоквашина. Это очень важно! И вот у меня появился Шоколадный дедушка. Книги о нем не раз переиздавались: с дедушкой-сладкоежкой происходят все новые приключения, несколько лет назад был снят мультфильм. Надеюсь, со временем мой герой займет свое место среди прочих литературных знаменитостей.

Справка «НН»
Валентин Юрьевич Постников, детский писатель, сказочник, родился 4 августа 1970 года в Тушине. Отец - классик советской детской литературы, автор книг о Карандаше и Самоделкине, основатель журнала «Веселые картинки»; мать - литературный редактор издательства «Малыш».
В юности Валентин Постников мечтал работать сыщиком и даже окончил юридический институт, но ощутил все усиливающуюся тягу к литературе. Работал в научной библиотеке МГУ, окончил Литинститут им. Горького.
Первая его книга, «Новые приключения Карандаша и Самоделкина», вышла в 1996 году.
Автор 35 детских книг, издаваемых в России и за рубежом. Автор детских радиоспектаклей, сценариев для тележурнала «Ералаш».
«Лучший детский писатель 1997 года».
Лауреат премий «Артиада России», «Золотое перо России», «Эврика».

Мария Федотова.

Следите за нашими новостями в удобном формате