Самому демократичному музыкальному инструменту исполнился целый век.В Москве в Кремлевском дворце съездов 10 апреля состоялся гала-концерт, посвященный 100-летию баяна в России. О его богатой истории в интервью "Нижегородским новостям" рассказал корифей современной баянной и аккордеонной школы России, заслуженный деятель искусств, профессор Нижегородской консерватории Виктор Голубничий. Между прочим, исполнилось сорок лет, как маэстро работает в этом вузе.
О "родственниках"
- Виктор Иванович, немногие слушатели знают, что баян имеет китайское происхождение, как порох, бумага, пельмени...
- Вы правы, специалистам, конечно, это известно, а многие меломаны не догадываются, что один из древнейших инструментов семейства гармоник появился в Китае.
- А русский баян связан как-то с именем легендарного певца из "Слова о полку Игореве"?
- Раньше придерживались этой версии, но сейчас ее подвергают сомнению. Термин соотносят с древнеславянским словом "баять" - говорить, рассказывать. В конце ХIХ и в начале ХХ веков "баяном" именовали разные типы гармоник. Их создавали в Туле братья Киселевы, в Санкт-Петербурге - Петр Сергеевич Стерлигов. Первые модели Стерлигов делал для музыкантов Николая Александровича Баврина и Якова Федоровича Орланского-Титаренко. За вековую историю конструктивное совершенствование привело к рождению современных баянов и аккордеонов различных систем, ставших классическим инструментом концертной эстрады.
О домашнем музицировании
- Не секрет, что за последние годы народные инструменты подрастеряли массового слушателя. Где знаменитые когда-то оркестры и ансамбли баянистов и аккордеонистов?
- Я не стал бы драматизировать ситуацию, но тенденция все же есть. Снижение популярности народных инструментов связано с утратой традиции домашнего музицирования и пения. Мои родители врачи, играли на разных инструментах. У нас в доме была потребность исполнять и слушать хорошую музыку. Наша кафедра немало делает для эстетического воспитания молодежной аудитории. Десять лет проводим на базе музыкального колледжа имени М.Балакирева абонементный цикл "Баян и время". Он предназначен для детей и их родителей. Когда я вижу на концертах восхищенные глаза юных слушателей, у меня теплится надежда: не все еще потеряно. В конце февраля в консерватории состоялся второй открытый Всероссийский фестиваль "Баян и аккордеон в Нижнем Новгороде". Он был посвящен полувековому юбилею создания в нашем вузе класса баяна и привлек внимание композиторов, педагогов, именитых и молодых исполнителей из разных городов страны. Концерты сопровождались неизменными аншлагами. Так что в будущее смотрю с оптимизмом: интерес к баяну возрождается.
О русском великане
- В печати промелькнуло сообщение, что на гала-концерте в Москве продемонстрировали баян-гигант высотой в несколько метров: растягивали меха одни музыканты, а нажимали на кнопки - другие. Вас не смущает, что это напоминает очередное шоу?
- Представьте себе, нет. Можно только порадоваться за самарского музыканта Сергея Войтенко, автора этого уникального художественного проекта. У него виртуозный кураж исполнительского стиля сочетается с прекрасными организаторскими способностями - не каждому такое дано. Показать русский баян и искусство исполнителей разных школ на главной сцене страны - хороший повод еще раз привлечь внимание всех ценителей прекрасного к самому демократичному музыкальному инструменту. Что же касается баяна-гиганта, надеюсь, он займет достойное место в московском музее у Альфреда Мирека, может быть, попадет и в Книгу рекордов Гиннесса.
Владимир ШЛЫКОВ.