На трогательно-неуклюжие детские рисунки на стенах выставочного зала Торгово-промышленной палаты никто не обращал внимания. Естественно, рядом со стендами, на которых теснились ряды искусно вырезанных нард и шахмат, изделий художественной ковки и, наконец, простецких деталей к автомобилям - наивные иллюстрации к сказкам и стилизованные портреты красавиц мам смотрелись не слишком. Даже сперва возникало ощущение, что по недосмотру организаторы выставки продукции учреждений Нижегородского ГУФСИН стены этими рисунками оклеили…
Впрочем, детские рисунки были лишь "лирическим" фоном; а собравшиеся на выставке прагматики занимались делом серьезным. Следовало показать продукцию двух десятков нижегородских колоний, дабы привлечь партнеров и заказчиков среди руководителей предприятий Нижнего и области. Потому рядом со "штучными" изделиями знаменитой "зэковской" работы (самой неспешной, кропотливой и добросовестной в мире - по понятным причинам) на стендах был представлен и, так сказать, ширпотреб: мебель, тара, детали автомобилей…
Примерно из 22 тысяч осужденных, отбывающих срок в Нижегородской области, к труду, по словам руководства ГУФСИН, привлечено 6 тысяч. За вычетом примерно тысячи человек, работающих в обслуге мест заключения: поваров, кочегаров, банщиков и т.д., получается, что на промышленных зонах трудится каждый четвертый осужденный.
Много это или мало? Заместитель начальника ГУФСИН полковник внутренней службы Игорь Матвеичев говорит: нормально, средне…
- С некоторых пор привлечение осужденных к труду стало необязательным - только по желанию самого заключенного. И это правильно: принудительный труд никого еще не "облагородил" и уж тем паче не исправил. Теперь об "абсолютных цифрах". Если вычесть из общего количества осужденных инвалидов, больных и несовершеннолетних, то получается, что практически каждый здоровый и трудоспособный мужчина, отбывающий наказание в колониях, работой обеспечен. А ежели учесть, что, допустим, в прошлом году более двух тысяч наших подопечных закончили проф- училища, приобретя рабочие специальности, - картина и вовсе получается благостная. Кстати, и на воле те из осужденных, кто решил честно жить, не пропадут: квалифицированного токаря или фрезеровщика ждет любое предприятие…
- Что производится в местах заключения? - вступает в разговор начальник отдела маркетинга ГУФСИН полковник внутренней службы Валерий Карпов. - На севере области наши предприятия традиционно занимаются деревообработкой, на юге - сотрудничают с машиностроительными гигантами, в том числе с ГАЗом. Но это не все. Спецодежду для себя изготавливает сам контингент. Спецавтомобили, в том числе - автозаки, тоже производят осужденные. Мебель, тара, автобусные сиденья… Но у наших учреждений и специфика. Во-первых, ни одна из колоний не существует - да и не может существовать на самоокупаемости. Ведь места заключения - “организации” бюджетные... Когда встал ГАЗ - вместе с ним встали семь колоний, которым просто некуда стало сбывать продукцию. Собственно, одна из задач этой выставки - найти партнеров, обратить на себя внимание нижегородских предприятий… Выгода - всем!
Игорь ГРАЧ.