Школьный передел

Школьный передел

Новая система подушевого финансирования образовательных учреждений страны вызвала немало волнений, разговоров среди родителей, учителей и даже ребят. Зарплата учителя и все прочее, связанное с финансами учебных заведений, теперь напрямую зависит от количества детей на уроках.
Известно, что обучение тем эффективнее, чем меньше учеников в классе. Учитель может дойти до каждого. Но, видно, теперь организаторам образования не до эффективности, спасти бы сам процесс. А посему нет ничего проще, чем увеличить наполняемость классов, объединив ребят из разных школ. Только вот школы эти, к сожалению, не рядом стоят.
Как еще, кроме тревожной, может расценить ученик обстановку, если после нескольких лет походов в свою родную школу он должен переходить совсем в другие стены, к незнакомым детям, а главное - чужим преподавателям. Возить его к месту учебы будут на автобусе, и если опоздал, то за 18 километров пешком до своего класса уже не доберешься. Не те времена, чтобы засветло стал школьник с котомкой по лесам и полям ходить.
В Понуровской основной (9 классов) школе детям училось не плохо, и учителя были довольны. Два здания - часть детсада и старая школа - вполне удовлетворяют требованиям и задачам образования. Ребят в селе за последние годы не убавилось, наоборот, наблюдается приток. Село крепкое, 40 человек в малокомплектной школе по-всякому было. Но теперь финансирование рассчитывается на каждого ученика, и сразу же возникает дефицит средств. У школы дисбаланс выразился в 567 тысячах рублей.
Как и во многих деревнях, родители тревожатся, что ребят придется собирать каждый день в дорогу. А дорога из Понурово в Горево, в другую школу, довольно опасная, разбитая, с крутыми поворотами. Впрочем, так не только здесь. А в Гореве школа будет только девятилеткой. Если ребенок захочет продолжить образование, то потом его путь в третью школу - в райцентр Ковернино, до 11-го класса. Понуровская остается как начальная школа, а со следующего года - начальная школа - детсад. Видно, разбогатеет.
Борются за вчерашний день не только родители. Учителя до сих пор не определились, где будут работать. Для некоторых всякая другая деятельность, если она педагогическая, связывается с дальними поездками. Район, где до сих пор существовало 15 таких учебных заведений, ни одной школы не закрывает, но переводит три из них в начальные. Родителям и общественности удалось отстоять Белбажскую и Каменскую школы, которым добавит финансирование минобразования.
Управление образования района о старых кадрах, конечно, беспокоится. Но приток молодых педагогов, выпускников вузов по хорошей программе, когда они обеспечиваются жильем и автомобилем, увеличился. А сельская администрация предлагает прежним учителям места в торговых точках - кафе, например. И ведь уйдут иные из профессии, обидевшись на весь свет…
Такой школьный передел на селе сейчас проходит во многих районах области. Общая тенденция, начавшаяся с ЕГЭ, исключающая прежний индивидуальный подход, будет продолжаться.
Вера ЧЕБОТАРЕВА.

Комментарий специалиста
Анна КОТОВА, начальник управления образования Ковернинского района:
- Мне известно, что есть недовольные, люди пишут письма, но мы стараемся их убедить. Укрупнение идет из-за введения подушевого финансирования. Важно, чтобы не было школ дефицитных, и если девятилетка села Понурово станет начальной школой, а потом школой-детсадом, то там будет даже профицит. Пока средств, чтобы содержать это учебное заведение в прежнем виде, не хватает. Придется задуматься и о дорогах, по которым будут возить в отдаленные школы детей из деревень. Губернатор области обещал, что эта работа начнется, и мы на это надеемся. Возить детей в школу на автобусах, содержать их, тратить деньги на бензин и зарплату водителю получается выгоднее. Учителям старших классов предлагаем места в других школах, те, кто работал в начальной, остаются. Преподавателю иностранного языка, например, можно вместе с детьми ездить в Гаврилово, русского языка - в Горево. Учитель труда может устроиться в детском центре, кто-то пойдет в Понуровскую библиотеку. Есть и другие возможности. Но иного выхода нет: малокомплектные школы вынуждены пройти реструктуризацию…

Следите за нашими новостями в удобном формате