На Сормовском рынке выстроилась огромная очередь за молоком. Читатели, позвонившие в нашу редакцию, описали происходившее красочным словом "бунт". Все покупатели рассчитывали приобрести этот популярный продукт нижегородского производства, а в киоске товар закончился. Тем, кому молока не хватило, не удалось его обнаружить и в рядом стоящем магазине самообслуживания.
Вопрос, куда и почему исчезает молоко местных производителей, не нов. "НН" не раз поднимали эту тему на своих страницах. Сокращается дойное стадо - фермеры вынуждены вырезать скот, потому что молоко местных буренок, что самое парадоксальное, оказывается ненужным. По словам регионального министра сельского хозяйства Леонида Седова, продукт отправляется не на переработку, а прямиком в канализацию.
С учетом проблем в деревне (плохих дорог, низких зарплат, умирающих сельхозпредприятий) отпускные цены на сырье не могут быть дешевле 15 рублей. Только тогда молоко будет приносить хоть какой-то доход фермеру и сельская экономика получит развитие. Но молокозаводы не принимают молоко дороже девяти - десяти рублей, потому что в этом случае конечный продукт получится слишком дорогим.
Нижегородские сельхозпроизводители жалуются на то, что почти все попытки наладить сбыт продукции через супер- и гипермаркеты терпят крах. Повлиять на торговцев сложно. Если с компанией, владеющей сетью магазинов "Лента", как сказал Леонид Седов, удалось договориться, то, например, в сети "Магнит" доля местной продукции еще не очень существенна.
Нижегородское молоко, как говорят, прямо от буренки начали продавать из специальных цистерн, которые появились не только в областном центре, но и во многих крупных населенных пунктах области. Только в Нижнем Новгороде двести таких точек. Цена разливного молока не выше 20 рублей за литр. Обзавестись "буренкой" на колесах могут, к сожалению, далеко не все производители молока, но и тут появился выход. Молоко местных производителей стали продавать в детских раздатках областного центра. Генеральный директор предприятия "Единый центр муниципального заказа" Евгений Тенилов сообщил, что ежедневные объемы продаж молока по этой системе в областном центре увеличились с шестисот литров до пяти тонн. На подобные меры, надо полагать, адекватно отреагируют и сетевые компании: создаваемая конкурентная среда должна обратить и их внимание на продукцию нижегородских производителей.
Анна ПОМЕРАНЦЕВА.
Комментарий
Нина КВАСНИКОВА, генеральный директор ЗАО "Молоко" (Городецкий район):
- С торговлей бороться очень сложно. Сетевики не любят хлопотную скоропортящуюся продукцию. Для них лучше привезти "долгоиграющий" товар, за которым не нужно особо следить. Но подумайте, что это за молоко, которое хранится полгода? Как будто владельцы сетей не понимают, что молочная продукция - это локомотив! Именно за ней большинство людей идет в магазин, попутно покупая что-то еще. Если выбор сократится, покупатели просто разбегутся. С городецким молоком вообще казусная история: в нашем магазине оно продается по двадцать рублей, в соседнем супермаркете - по двадцать восемь. Хочешь - не хочешь, а приходится искать другие рынки сбыта. Например, участвовать в конкурсах на обеспечение продуктами социальных учреждений. Кстати, недавно мы получили право снабжать молочной продукцией больницу города Заволжье.