Эпохальный конфликт
Сцена представляет собой черный кожаный мешок, и там, словно в утробе гигантского людоеда, существуют два мира. Первый - это мир спектакля. Маленькая белая сцена, которая в первом акте представляет собой домашний рай с плодоносящими деревьями, плетеными креслами и верными слугами. Во втором акте пустая площадка с оголившимися деревьями перемещается под потолок, символизируя и буйство сил природы, и перевернувшиеся устои мира в помутившемся разуме несчастного Лира. Второй мир - это концертное пространство струнного квартета (затем - всего камерного оркестра "Солисты Нижнего Новгорода").
Именно это совмещение двух художественных жанров - спектакля и концерта, заявленное как самая яркая находка, стало одним из самых больших разочарований вечера. Потому что оркестр на сцене разрушает одно из главных составляющих драматического спектакля - веру в происходящее. Надо обладать небывалой фантазией, чтобы абстрагироваться от музыкантов в концертных костюмах. Конфликт жанров поддержан конфликтом стилистическим: текст пьесы написан в XVII веке, костюмы решены в духе викторианской эпохи в первом акте и кибер-панка во втором, а музыка использует эстетику и приемы XX века (в частности, танго для характеристики сил зла). Из-за этих внутренних конфликтов все рассыпается на глазах, а театральная постановка превращается в то, чем так любит заниматься в последнее время ТЮЗ, - в арт-проект.
Удачи и разочарования
Самое обидное, что при этом по отдельности "ингредиенты" коктейля красивы и интересны! Приглашен лучший оркестр Нижнего Новгорода, который замечательно играет хорошую музыку Ольги Шайдуллиной. Драматургически стильно придумано разделение на "белый" и "черный" акты, когда в первом действии дочери Лира, не проявившие еще своей коварной сути, обычные светские дамы в белых рюшах, тогда как во втором они превращаются в злобных валькирий в чекистских кожанках. Очень красив финал с разбрызгиванием воды и тремя белыми грациями вокруг Лира.
Главное разочарование спектакля - заглавная роль. Прекрасный актер, народный артист России Леонид Ремнев в данном случае кто угодно, только не Лир. В первом акте это самодовольный банкир, "весь в белом", подтянутый, прыгающий по сцене, словно молодой козлик. Текст Шекспира как будто читается на школьном уроке - сухо и временами невнятно. Во втором акте прорывают эмоции, но как же трудно это воспринимать! Подобное отношение к тексту видим практически у каждого актера спектакля, за единственным исключением - Шута (Олег Шапков), отличающегося естественностью и обаянием.
В спектакле много "фишек", по отдельности интересных, но вместе просто не работающих. Впрочем, говорят, после премьерных спектаклей оркестра на сцене не будет - и, возможно, спектакль "склеится".
Мария ВОСТОКОВА.