Подарок от Моцарта и Денникова
Нижегородцы стали следующими после марсельцев и москвичей, кто услышал "Волшебную флейту".
Это произошло в рамках IХ Международного фестиваля искусств имени
А.Д.Сахарова. Позавчера на фесте был объявлен День Моцарта - и на сцене ТЮЗа режиссер Андрей Денников со товарищи представили свою версию последней оперы гениального маэстро.
Мне повезло: я наблюдала это чудо во второй раз. Будет возможность, пойду и в третий, и в четвертый, потому что, как сказал после спектакля один маленький мальчик: "Не хочу домой, хочу жить здесь!", имея в виду декорации и персонажей этой кукольной феерии.
Хотя "кукольной" звучит не совсем верно. Как всегда у Денникова, на сцене на равных существуют и куклы, и люди. Тем более что на сей раз он пригласил в свой спектакль тех, кто не боится экспериментировать - в "Волшебной флейте" заняты студенты Московской консерватории и молодые актеры театра имени
С.Образцова, обладающие прекрасными вокальными данными. Впрочем, в партии мага Зарастро - заслуженный артист России Григорий Большаков, которого московские театралы знают как одного из лучших исполнителей роли Конферансье в легендарном "Необыкновенном концерте". И он молодежи ни в чем не уступает.
Андрей Денников давно увлечен Моцартом вообще и его "Волшебной флейтой" в частности. Клавир оперы, отпечатанный в издательстве Юргенсона, он изучил еще в ГИТИСе и, придя в театр, сразу же предложил "Флейту" к постановке, чем поверг дирекцию в искреннее изумление. Дирекция тогда еще не подозревала, что этот 23-летний юноша разбудит давно уснувший театр, вернет в него публику и заставит говорить о себе как о новой мегазвезде и революционере кукольного мира. Но тогда постановку пришлось отложить. Как считает сам Андрей: "И слава богу, потому что у Эраста Гарина была замечательная фраза: "А теперь погниё-ё-ом.." "Гнил" он еще четыре года: рисовал эскизы, придумывал куклы, переписывал либретто Шиканедера. В результате сегодня трехчасовая опера с мистическими хитросплетениями сюжета подается на сцене внятно, поэтично и пролетает как сказочный сон.
Самое главное достоинство спектакля - он удивительно красив. Заказанная и профинансированная французами "под Денникова", "Флейта" получилась по-настоящему доброй, нежной и очень светлой, даже в самых комических моментах. И хотя сказка для взрослых не потеряла своей философской глубины, ее с удовольствием смотрят и совсем юные зрители.
По желанию французской стороны Андрей Денников исполняет в спектакле сразу три роли: Папагено, Моцарта и Царицы Ночи. Разумеется, блистательно. Легко, непринужденно, радостно. От его способности вести с куклой диалог двух равноправных партнеров захватывает дух, а то, как он поет две женские арии, сделает честь любой оперной примадонне.
Андрей ДЕННИКОВ:
"Если плыть, то сразу на глубину"
- Андрей, французские газеты называют ваш дар - без оговорок! - гениальностью. Наши критики в оценках скромнее.
- Честно говоря, Европе я не доверяю. Да, на спектакли приходили очень серьезные критики - из Парижской оперы, из Италии, даже дирижер Ла Скала приезжал. Да, все они были в восторге. Но почему-то я им всем не поверил... Возможно, я не прав, но у меня ощущение, что их интересует не столько качество того, что я делаю, сколько фокус: надо же, один человек поет и Риголетто, и Джильду, и Герцога, и даже знаменитый квартет! Или - надо же, он поет и Хосе, и Кармен! Мне же хочется более глубинных оценок.
- То есть если бы не требования французских продюсеров, вы Царицу Ночи петь не стали бы?
- Не хотел. Но у них это постоянный заскок: чтобы я обязательно исполнил женскую партию. Но если уж петь женскую партию, так Царицу Ночи! (Смеется. - В.З.)
- А если учиться плавать, то уж сразу на глубину?
- Кстати, плавать я долго не умел, несколько раз тонул, но каждый раз всплывал. А потом действительно поплыл сразу на глубину. Мама очень испугалась, когда увидела мою голову на середине озера. А я тогда подумал: либо поплыву, либо нет. Видимо, у меня такой характер.
- Это правда, что вы могли поставить "Волшебную флейту" еще два года назад?
- Да, после "Риголетто" Ришар Мартен заказал мне "Волшебную флейту". Вы не представляете, что со мной было: вот оно, мечта сбылась! И что вы думаете, привез я им ее? Нет. Я привез "Кармен". Можно сказать, руками дотронулся до синей птицы - и отпустил. Потому что испугался. Потому что понял: я еще не готов это сделать. К счастью, в Марселе подмены не заметили.
Меня иногда упрекают, что я очень быстро делаю спектакли. Ничего подобного, ведь создание спектакля - это не только репетиции и утверждение эскизов. Если посчитать, сколько вариантов кукол к "Волшебной флейте" я нарисовал за все эти годы... Сам процесс - собрать спектакль - да, это, я считаю, нужно делать быстро. И выносить его на публику, где он окончательно сформируется вместе с реакцией зрителей. Потому что только зрители помогают нам довести спектакль "до ума".
- На мой взгляд, вам удалось передать в "Волшебной флейте" главное: за тем, что представляется кажущейся легкостью, скрывается головокружительная глубина. Есенин писал когда-то: "Казаться улыбчивым и простым - самое высшее в мире искусство". Этим искусством в совершенстве владел Моцарт.
- Моцарт удивительно смиренен в музыке к "Флейте". Например, Верди никогда бы во второй арии Царицы Ночи не написал "тэрада-та-та-та-та", он бы такую бурю там устроил!.. А Моцарт - нет. Инфернальность этой волшебницы он вкладывает в музыкальное подсознание, если так можно сказать. А Папагено, конечно, любимый
образ Моцарта. У меня в спектакле Моцарт сам ведет его куклу, но они друзья. Да, Птицелов - его создание, но в то же время я вспоминаю, что когда Моцарт умирал, то на смертном одре напевал песенку Папагено...
Поэтому я не уходил в мудрствования. Они сами по себе есть в той музыке, которую мы слышим. Нужна мера. Если усугублять музыку Моцарта еще и собственными изысканиями, можно смело закрывать занавес.
Вера ЗВЕЗДОВА.