Финский гамбит Риммы Салонен

Финский гамбит Риммы Салонен

- Перезвоните мне чуть позже, я сейчас в церкви, - голос в мобильной трубке оказался довольно спокойным. Вероятно, за последние несколько недель его обладательница уже успела привыкнуть к многочисленным интервью. Но так я узнала, что Римма Салонен, уроженка эстонского города Йыхви, волею судеб ставшая нижегородкой, поет в хоре на клиросе. Живя в Финляндии, она в течение полутора лет каждую пятницу аккуратно посещала уроки вокала. И хотя все ее тамошнее окружение исповедовало лютеранскую веру, русская душой, она всегда носила на груди православный крестик.
Пааво
Ее девичья фамилия - Иванова. Отец ушел из семьи, она его почти не помнит. Маленькой Римме было около пяти лет, когда мама Тамара Кузьминична, работавшая в ту пору парикмахером, привела в дом отчима. В Йыхви Римма жила до 19 лет, там окончила медицинское училище. А потом переехала в Таллин, где поначалу работала в больнице скорой помощи медсестрой, а позже, окончив специальные курсы, стала косметологом. С первым мужем Сергеем Зориным прожила недолго и вскоре развелась. Бывший супруг уехал на постоянное место жительства в Финляндию, а Никита, сын от этого брака, остался с ней.
Римме было тридцать пять, когда она познакомилась с Пааво Салоненом. Договорились с подругой пойти на футбольный матч - эстонцы играли с финнами, а подруга опаздывала. Ожидая ее у входа, Римма мокла под дождем, когда подошел этот респектабельный финн в дорогом костюме:
- Девушка, а кого вы ждете? Я вам куплю билет…
Она была довольно привлекательна, и мужчины за пятьдесят частенько обращали на нее внимание. То ли он сразу ей приглянулся, то ли дождь был тому причиной, но она согласилась. Помнит, на трибуне его друзья, такие же респектабельные финны, все, как и он, чиновники от спорта, пили коньяк "Наполеон" прямо из горлышка. В перерыве Пааво пригласил ее в кафе, угощая мороженым, оказывал всяческие знаки внимания. А после окончания матча они всей компанией поехали в "Виру" - самую знаменитую тогда в Таллине гостиницу.
- Он там, судя по всему, чувствовал себя королем, - вспоминает Римма. Направо и налево сорил деньгами, угощая тамошних проституток, острил, веселился. На меня ноль внимания… Мне, конечно, было обидно: пригласил, но даже кофе не предложил. Вот такая обиженная, я и сидела в дальнем углу фойе, наблюдая за ним. И вдруг в голову почему-то пришла мысль: "Если этот иностранец предложит мне выйти за него замуж, я наверняка не откажусь"…
Только не надо забывать, что происходило в те годы в Эстонии. Местные власти ввели для граждан обязательный экзамен по эстонскому языку. Перед одинокой молодой женщиной с ребенком и с русской фамилией маячили далеко не радужные перспективы. Тем более у нее даже не было эстонского паспорта, а ее "серый" паспорт права на гражданство не давал. Пока родители Риммы копили им деньги на двухкомнатную квартиру, они с Никитой жили в общежитии. А эстонцы на улицах тем временем хором скандировали: "Хватит коверкать наш язык! Русским место в России!"
Два года Пааво ухаживал за своей возлюбленной, был несказанно мил, галантен и мягок. Не пил, не курил, деликатно помогал деньгами. Уже и Никитка к нему привязался. Но была одна загвоздка: мужчина был женат. Римма знала, что у него два сына, видела фото красавицы жены… Однажды она не выдержала:
- На чужом несчастье счастья не построить, ты женатый человек… На двух постелях не спят.
- У меня постель одна! - вспылил обычно спокойный Пааво. Видно было, его колотила нервная дрожь.
А спустя несколько дней, когда Римма уже уложила сына спать, а на часах было около одиннадцати, в дверь постучали. Римма на цыпочках вышла в прихожую. Недоумевая, кто бы это мог быть, распахнула дверь. На пороге стоял запыхавшийся Пааво:
- Все, Римма! Я жене сказал, что без тебя жить не могу. Я твой навсегда…
"Пень с глазами"
Что же происходит с нами, когда мы наконец заполучаем в свой паспорт вожделенное фиолетовое клеймо на странице "Семейное положение"? Куда девается зыбкий трепет первых свиданий, осторожных объятий и запретных поцелуев? Почему еще вчера он так умилительно пил из горлышка дорогой коньяк, а сегодня омерзительно облизывает губы и громко чавкает, пережевывая булку с колбасой?
Впрочем, не все так скоро переменилось со дня их свадьбы. Еще было свадебное путешествие на Канарские острова. Никитку они тогда оставили отдыхать у родителей на Чудском озере. А сами нежились в шезлонгах под жарким атлантическим солнцем, за ужином в прибрежных ресторанчиках обменивались влюбленными взглядами и тостами, а потом, уставшие от океанских волн, загорелые и счастливые, засыпали в объятиях друг друга.
И пока они жили в Таллине, сказка продолжалась. Пааво всякий раз, возвращаясь из Финляндии, привозил им с Никитой подарки. Он взял ссуду в банке и сделал в двухкомнатной квартире Риммы евроремонт… Идиллия закончилась, когда они переехали в Финляндию.
И вот тут началось. Оказалось, что он не директор стадиона, а мастер спортивного комплекса - есть у финнов такая должность. Что он снимает малюсенькую квартирку с крохотной кухней, так как дом оставил жене, с которой прожил без малого двадцать лет. Что машину пришлось продать, потому что ее содержание им не под силу. Что у него куча долгов и теперь все деньги уходили на их погашение. Что жили они семьей на копейки, и супруг предпочитал экономить на еде. Сардельки, сосиски, хлеб, масло и кофе - таким, по его мнению, должен быть ежедневный семейный рацион. А если Римма в магазине подходила к фруктам, муж сердился. И вообще, из элегантного денди он как-то очень быстро превратился в старого, обрюзгшего, неопрятного мужчинку, и тут Римма вспомнила, что он старше ее на целых 17 лет. Вдобавок к русской жене финна местные жители относились весьма настороженно. На работу не брали. Подарков от мужа теперь не получала. В ресторан они тоже уже не ходили. Отдыхали только у телевизора. И все чаще - молча. Единственным их развлечением были редкие походы на танцы: у финнов так принято - на танцплощадках собираются взрослые люди всех возрастов.
Кстати, однажды на танцах они встретили Туулу - первую жену Пааво, которая пришла сюда с подружками. Пааво смутился, занервничал, подошел к ней, сказал что-то вроде "кто-то должен уйти". Туула, не теряя гордости, бросила взгляд на молодую жену бывшего мужа - в своем бархатном платье с шелковым палантином вторая Салонен смотрелась очень эффектно - и коротко бросила:
- Я уйду.
Как-то Тамара Кузьминична, приехавшая к ним в Тампере погостить, сказала дочери:
- Не понимаю, как ты с ним живешь? Ты такая красавица, а муж у тебя... - Она замялась, подбирая нужное слово. - Пень с глазами! История с их разводом затянулась надолго. И хотя они вместе уже давно не жили, однажды Пааво жалобно попросил:
- Я человек немолодой и очень тебя люблю. Не могу вот так сразу расстаться, дай мне последний шанс. Всего одна ночь с тобой - и я соглашусь на развод…
Римма приняла правила игры. Надеялась взамен за ночь любви получить свободу. И очень потом пожалела. О том, что беременна, она узнала уже после развода.
Международный скандал
То, что частная жизнь Риммы испортит отношения МИДов двух стран - России и Финляндии, а ее маленький сын станет главной жертвой международного скандала, еще в начале этого года никто не предполагал. Но не успели утихнуть страсти вокруг французско-российского "детского конфликта" с Лизой Беленькой-Андре, как международную общественность потрясло известие об очередном киднеппинге.
"Из города Балахны Нижегородской области был похищен пятилетний финский мальчик Антон Салонен", - сообщали центральные СМИ. Газеты пестрели заголовками: "Бывший муж вывез ребенка через границу в багажнике дипломатической машины", "Генконсульство Финляндии разбирается в ситуации с похищением Антона", "Путин советует консулу, вывезшему ребенка из России, работать в церкви", "Общественная палата берет дело Салонен на контроль", "Против Пааво Салонен возбуждено уголовное дело", "Глава российского МИДа Сергей Лавров заявил протест финскому коллеге Александру Стуббу"… Одна из хельсинкских газет писала в те дни, что "скандальная история одной семьи поссорила внешнеполитические ведомства двух стран".
Утром 9 мая она смогла дозвониться до бывшего мужа.
- Когда на другом конце подняли трубку, - рассказывает Римма Александровна, - я сначала услышала голос Антона - видимо, он бегал где-то неподалеку и играл. Но муж разговаривать со мной не стал и отключил телефон. А на следующий день аннулировал номер…
В тот день Римма Салонен слышала голос своего сына в последний раз. Сейчас она вынуждена мотаться между Москвой и Санкт-Петербургом, где обходит различные инстанции, чтобы получить все необходимые документы для передачи в Страсбургский суд. По этой причине пришлось уволиться из детского сада, где она работала воспитательницей. В настоящее время Римма Александровна работает в одном из массажных салонов Балахны, скупые сведения об Антоне получает только от Никиты. Ее старший сын, которому сейчас 19 лет, живет в Финляндии и навещает младшего брата. Недавно Никита пожаловался матери, что финские журналисты угрозами заставляют его давать интервью и фотографироваться. Римма Александровна обратилась за помощью к знакомому финскому адвокату Йохану Бекману, который закончил МГУ и хорошо знает русский язык, для того, чтобы тот помог защитить Никите свои права и права Антона.
Кстати, недавно вышедший на пенсию Пааво совсем не знает русского языка. Как, впрочем, и похищенный малыш ни слова не говорит по-фински.
Татьяна ЧИНЯКОВА.

P.S. На днях Римма Салонен вернулась из очередной поездки в столицу, где участвовала в съемках передачи "Пусть говорят" с Андреем Малаховым. В ближайшее время передача выйдет в эфир. - Обыкновенное шоу, где журналисты - шоумены, - вздыхает Римма Александровна. - Вряд ли они помогут мне вернуть сына…

Следите за нашими новостями в удобном формате