"Кислорода" хватит не каждому
Драматург, режиссер и актер Иван Вырыпаев, прежде известный театральными работами, а после успеха своей "Эйфории" в Венеции ставший и киноперсоной, представил в нижегородском "Синема Парке" новую режиссерскую работу - "Кислород". Фильм новый, а вот одноименная пьеса Вырыпаева старая - спектакль с таким названием в свое время наделал шума в Москве, показывался и в Нижнем Новгороде. После премьеры гость ответил на вопросы журналистов и зрителей.
Им никто не сказал "не убий!"
- Иван, ваш фильм сделан в форме клипов. Кому-то он может показаться бессмысленным. А какой смысл вкладывали в картину вы сами?
- Простите меня, я не отвечу на этот вопрос. На него всегда очень трудно отвечать. Если бы я мог в двух словах сказать, о чем фильм, мне не нужно было бы его снимать.
- Могли бы обрисовать портрет своего зрителя? Для кого этот фильм?
- Для людей думающих, ищущих, которые считают, что та реальность, которая нас окружает, не конечная, что есть еще какие-то важные вопросы к себе, к собственной совести. Для тех, кто на подходе к тому, чтобы почувствовать ответственность за все, что вокруг происходит, пробудиться ото сна. Мы вместе с ними попытаемся осмыслить ветхозаветные и новозаветные заповеди. Но, конечно, язык этого фильма будет ближе молодежи.
- У вас получается, что заповеди противоречат друг другу…
- Заповеди не противоречат друг другу, просто они не исполняются нами. Мы говорим: "Не убей, но…" А Христос не говорил "но". Сами заповеди безупречны, их нельзя подвергнуть сомнению. Просто герой говорит: "Как это - не убей? Ведь мы же убиваем!" Вот вы требуете, чтобы этот Санек не убивал, а что вы сделали, чтобы он не убивал? Я сам родом из Иркутска, у меня в классе учились 25 человек, 19 из них погибли. Героин и криминал. Вдумайтесь: это статистика Второй мировой войны!
Этот фильм - для наших
- У "Кислорода", судя по всему, большой бюджет?
- Бюджет, к сожалению, большой. Не надо делать дорогие фильмы. Сейчас, при сегодняшней технике, я бы снял вполовину дешевле. Но никто не рассчитывает на коммерческий успех. И "Обитаемый остров", и "Стиляги" - это минус миллионы долларов! Если фильм стоит 3 миллиона, то, чтобы он окупился, надо заработать 7 миллионов, потому что половина отдается прокату.
- А поймут ли его за рубежом?
- Для нерусского зрителя этот фильм не более чем культурологическое ознакомление. Там такого диалога, как здесь, с вопросами о религии, не получится. Они не поймут. Ведь у нас текст - это главный герой фильма. Читать титры с такой скоростью - это издевательство над зрителем.
Против миссионерства
- А что вы думаете о воспитательной роли искусства?
- Искусство ни для чего не нужно. Это только способ что-то осмысливать, чувствовать, развивать интуицию, учиться доверять не только своим глазам и ушам. Я против миссионерства, тем более мне как личности нечему поучать. Мое творчество - это вопрос. А вот развлекательное искусство нужно, чтобы вас ограбить, украсть два часа вашей жизни за ваши деньги. Мы с сыном, которому четыре года, сходили на "Ледниковый период - 3". И я понял, что не могу с ним обсудить фильм, как обычно делаю. Меня это повергло в шок. Там не за что зацепиться! Там нет элементарного, пусть самого глупого вывода. Я порылся и неуверенно сказал сыну: "Может, это о том, что надо спасать друзей?" Сын без энтузиазма посмотрел на меня: "Ну, да... Надо спасать друзей…" То есть фильм вообще никак не работает! Это просто ничто! Пылесос такой, бессмыслица.
Ольга ГОРНОВА.
Кстати
Все русское завораживает
Как оказалось, снявшаяся в "Кислороде", а также в фильмах "Русский бунт", "В августе 44-го" польская актриса Каролина Грушка отлично говорит по-русски и очень любит наш язык:
- Вначале возникли сложности - в фильме много текста, и он произносится очень быстро. Но у меня было несколько месяцев, чтобы поработать над своим русским. И я это делала с удовольствием. Текст очень сильный, он помогал мне почувствовать русский язык. Когда я впервые с ним столкнулась, что было примерно десять лет назад, на "Русском бунте", он мне очень понравился. Были даже такие случаи: когда я в Польше слышала на улице русскую речь, я шла за людьми, чтобы еще чуть-чуть послушать…