Всю войну за баранкой

Всю войну за баранкой

90-летний ветеран войны Василий Иванович Тулупов недавно в Нижегородском кремле получил медаль в честь 65-летия освобождения Беларуси от фашистских захватчиков. Естественно, нахлынули воспоминания.
Из связистов - в шоферы
Василий готовился идти еще на финскую войну. Но не успел: она закончилась.
Василий был рослым, сильным парнем. В армии он обучался на связиста. Да командиры решили, что высоченный связист станет хорошей мишенью для врагов. Тулупова послали учиться на шофера. "Баранку не бросал шофер" до самой демобилизации летом 1946 года. А в 1945 году он был награжден знаком "Отличный шофер".
Однако до этого пришлось ему с боями и ранениями трижды проделать путь от Москвы до Днепра, по Белоруссии, затем обратно, потом еще раз почти теми же дорогами - теперь уже до самой Восточной Пруссии.
Василий Иванович помнит, как 22 июня 1941 года спешно снималась его часть, стоявшая в летних лагерях в местечке Алабино, и направилась к Москве.
Ужасное зрелище увидели под Витебском. Около полусотни вражеских самолетов кружили над городом, бомбы и снаряды летели на землю беспрерывно. Здесь Тулупова ранило в голову, но, убедившись, что рана неопасная, он вместе со своей частью направился дальше.
"Подруга боевая, помощница моя", - называет он свой автомобиль ГАЗ-3 А . Позднее он даже посвятил грузовику несколько своих стихотворных строк (есть у Василия Ивановича пристрастие к стихам).
Под Оршей в начале июля Василия еще с одним бойцом послали на полевую кухню за обедом для офицеров. "Вдруг по лесу пронесся какой-то ураган, раздался невероятный гул, словно сказочный Змей Горыныч пронесся над нами. Мы в ужасе упали на землю. Не помню, долго ли мы были в оцепенении, только вдруг услышали разрывы и почувствовали, как дрожит земля под нами.
Через некоторое время мы поднялись и направились к штабу молча. Офицерам ничего не стали рассказывать, боясь, что поднимут на смех. Те тоже молчали".
Позднее солдаты узнали, что это новый вид советского оружия - "катюша".
Истории от Тулупова
Война войной, а привычки человека остаются прежними. За четыре месяца боев некогда было по-настоящему умыться и сменить белье. Наконец после победы под Москвой часть вошла в освобожденное село. Командир велел поискать баню. Нашли. Там были выбиты окошки, сломана дверь, но печь и котел были целы. Деревенский парень Василий знал, как топят бани. Раздобыли дров, нагрели воду.
Командир распорядился первыми пропустить девушек. Сначала изнутри доносились визги и смех, потом все стихло. Стали стучаться, никто не отвечает. Взломали дверь и увидели лежащие на полу тела. Но девчата были живы.
"Угорели!" - догадались бойцы и спешно стали делать искусственное дыхание, приводить в чувство. К счастью, все закончилось благополучно.
Подобных историй Василий Иванович рассказывает множество. Он до сих пор приходит в школы, детские клубы, встречается с молодежью. Та охотно слушает рассказы о встречах с маршалом Рокоссовским, генералом Доватором и другими военачальниками.
Ветеран недавно собрался с силами (и средствами) и издал две книжки своих воспоминаний. Записи делает всю жизнь, а книжку "О войне и о себе" опубликовал лишь к своему девяностолетию и посвятил ее 65-летию Победы. Не удалось ему после демобилизации больше поработать шофером. Не было тогда вакантных мест. В военкомате предложили пойти в пожарную охрану, где он и проработал до пенсии, на которую ушел в звании майора.
По праздникам он надевает свой парадный костюм с боевыми и памятными орденами и медалями, принимает поздравления и делится своими воспоминаниями.
"Ваш фронтовой опыт - кладезь мыслей и чувств. Он востребован и сегодня. На героическом прошлом воспитывается новое поколение молодых людей", - так утверждалось в одном из писем, которые периодически получает Василий Иванович из МВД РФ.
Энтузиаст и патриот продолжает службу Отечеству.
Валентина АБРАМОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате