Нижегородские каникулы Рахманинова

Нижегородские каникулы Рахманинова

С именем русского композитора и дирижера Сергея Рахманинова связано село Игнатово Сергачского района. В 1897 году он провел здесь, в усадьбе генерала Скалона, четыре месяца, излечившись от тяжелейшего недуга.
Медведи и искусство несовместимы?
Бывшая усадьба Скалона стала предметом интереса специальной экспедиции проекта "Уходящая натура" Нижегородского регионального общественного фонда деятелей культуры "Дать понять". Инициатором поездки выступил известный нижегородский краевед Михаил Хорев, а экспертом экспедиции стала бывший директор Сергачского краеведческого музея Нина Солдатова.
Поиски в Сергаче памятника Рахманинову, мемориальной доски или тематического стенда в краеведческом музее - пустая трата времени. Здесь свои герои - медведи и их укротители. До начала XX века жители Сергачского уезда водили по городам и селам России и странам Европы дрессированных медведей, зарабатывая на свое пропитание. В память об этом промысле в городе установлены многочисленные скульптуры, изображающие медведей, а в краеведческом музее по последнему слову техники оборудован "медвежий уголок" - с плазменной панелью и диорамами.
Жизнь по течению
Усадьба генерала Скалона была известна всему православному миру как Воздвиженская. В Игнатове на подножии горы, ярусом выше усадебного дома, располагалась Крестовоздвиженская церковь. Главной ценностью этого храма был крест от Гроба Господня из Иерусалима. Старожилы села рассказывают, что после смерти генерала Скалона в 1918 году специальный грузовик с отрядом красноармейцев увез реликвию в неизвестном направлении. Местные жители пытались оказать сопротивление погрому церкви, но были жестоко избиты. С тех пор распространяться о былом величии в Игнатове не принято.
Сегодня только богатое воображение может помочь воссоздать атмосферу того времени, когда в Игнатове жил Сергей Рахманинов. Кроме церкви и усадебного дома здесь была мукомольная мельница и великолепный сад. К Большому Игнатовскому озеру - старице реки Пьяны - вела лестница. У озера всегда наготове была лодка - любимое средство передвижения дочерей генерала Скалона и гостившего у них Сергея Рахманинова. Говорят, что великий музыкант ложился в лодку и, не управляя ей, плавал несколько часов в день. После провала его Первой симфонии композитор находился в глубочайшей депрессии. С весны 1897 года на почве неврастении его мучили боли в спине, ногах и руках - он ничего не сочинял и думал только о том, как поправить здоровье и преодолеть творческий кризис. Время в Игнатове - с 14 мая по 11 сентября 1897 года - стало для Сергея Васильевича своеобразным реабилитационным периодом.
Остался только "дух места"
Чудесному выздоровлению великого музыканта немало способствовало и общество семьи генерала Дмитрия Скалона, жена которого приходилась Рахманинову двоюродной теткой. За жизнерадостность и веселый нрав своих троюродных сестер Сергей шутливо называл "конная гвардия". В Игнатове до сих пор вспоминают прогулку на лодке, которую специально для Рахманинова организовали сестры с "генеральским" самоваром. Украшенный орденами генерала Скалона самовар выпал из лодки и утонул. Попытки его найти ни к чему не привели, однако эту историю Сергей Васильевич на протяжении всей жизни вспоминал с улыбкой. Да и сам генерал Скалон, служивший у великого князя Николая Николаевича и сопровождавший Его Императорское Величество по разным театрам боевых действий, был фигурой неординарной. Страстная любовь к музыке обладателя всех российских орденов до св. Александра Невского включительно и многих из иностранных (генерал в совершенстве владел игрой на виолончели) передалась и его дочерям.
Своему гостю Скалон отвел комнату с балконом, надстроенную над одним из двух флигелей усадьбы. Деревянный дом генерала стоял на уступе горы, и из его окон открывался великолепный вид на озеро, лиственный лес, заливные луга и селение, протянувшееся понизу, над озерными оврагами. Романтическую идиллию дополнило увлечение Сергея Рахманинова и Веры Скалон друг другом и, конечно же, прогулки по усадебному парку, расположенному по соседству с Крестовоздвиженской церковью.
В память о посещении Рахманиновым этих мест нет ни мемориалов, ни стел. В декабре 1917 года Сергей Васильевич покинул Советскую Россию, а с 1918 года он жил в США. Даже на пластинках с его романсами, популярных в СССР, не указывали имени композитора. Однако память о великом музыканте и его родных хранит "дух места", отметивший своей таинственной печатью чиновничью дачу, возведенную прямо на фундаменте бывшей усадьбы.
Гениальные утраты
Поначалу радостно встреченная Февральская революция все отчетливее стала вызывать у Рахманинова тревогу. После Октября конец старой России стал для него очевиден. В итоге Сергей Васильевич воспользовался приглашением из Швеции и, взяв всю семью, выехал в декабре в Стокгольм, рассчитывая дать там ряд концертов.
Покинув Родину, Рахманинов вынужден был отказаться от сочинения произведений. На долгие годы он становится концертирующим пианистом. А 1 ноября 1918 года семья Рахманиновых отплыла из Норвегии в Нью-Йорк, где начался американский период жизни музыканта, насыщенный концертами в Америке и Европе и омраченный тоской по утраченной Родине. Но успешные гастроли делают Рахманинова мировой знаменитостью.
Венчают жизненный путь великого художника гениальные музыкальные полотна, составляющие своеобразную "лебединую" трилогию. В 1934 году появляется "Рапсодия на тему Паганини", в 1936-м - Третья симфония, а в 1940 году Рахманинов завершает работу над "Симфоническими танцами".
Галина ФИЛИМОНОВА.

Справка "НН"
История рода Рахманинова уходит корнями к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию, прозванному Рахманиным. А сам Сергей Васильевич Рахманинов родился в Старорусском уезде Новгородской губернии 20 марта 1873 года. После переезда семьи в Петербург мальчика отдали учиться в консерваторию, где он зарабатывал себе на жизнь уроками фортепиано и теории музыки, а в 1892-м блестяще сдает экзамен по композиции и покидает консерваторию с Большой золотой медалью. Выступает со сцены как пианист, исполняя собственные произведения, и преподает теорию музыки в Мариинском женском училище. В 1912 году вступил в должность дирижера симфонических концертов Московского филармонического общества и с невероятным успехом провел сезон.


Следите за нашими новостями в удобном формате