Почти полвека назад в семье Думцевых, жителей одного из сел Сосновского района Нижегородчины, родилась девочка. Произошло это событие почти ровно через девять месяцев после свадьбы восемнадцатилетней Галины и Сергея, бывшего не намного старше невесты. Тогда никому из них даже в голову не могло прийти, что спустя многие годы рождение их пятого ребенка обернется трагедией. Причем виновниками ее станут они сами...
Неинтересное положение
К моменту событий декабря прошлого года, о которых пойдет речь далее, у Думцевых было уже четверо детей - две девочки и два мальчика. В будущем году супруги должны были бы отмечать серебряный юбилей своей свадьбы. Трое их детей уже достигли совершеннолетия, а младшему сыну исполнилось 13. Хоть семья и считалась многодетной, но, по мнению окружающих, они не бедствовали. Галину, работавшую дояркой, все знали как спокойную и трудолюбивую женщину, да и ее муж, тракторист, старался, чтобы в доме был достаток.
Правда, с младшим сыном в доме было больше всех хлопот - врачи выявили у него психическое заболевание и дали инвалидность. В свои тринадцать он с трудом общался с окружающими.
В какой именно момент родительский инстинкт изменил супругам, впоследствии объяснить они не смогли. Да вот только известие о том, что мать многочисленного семейства снова оказалась в интересном положении, привело мужа и жену в тупик. По словам самой Галины, она слишком поздно поняла, что вновь ждет ребенка, - лишь на предпоследнем месяце беременности. Хотя многодетная мать по своему опыту должна была раньше догадаться, что с ней "что-то не так". Уж не говоря о том, что современные методы контрацепции практически полностью исключают наступление нежелательной беременности. В общем, дело дошло до того, что проблема выбора, рожать или нет, перед Галиной уже не стояла.
Как потом супруги расскажут на следствии, пятый ребенок был им не нужен, мол, мужнина зарплата в семь тысяч рублей и грошовый оклад доярки не позволили бы вырастить нового члена семьи. Далее логические рассуждения привели родителей к жуткому выводу - сообща они решили, что ребенка нужно убить сразу же после рождения.
Возможно, это лишь со стороны Думцевы казались благополучными. Вполне вероятно, что болезнь младшего сына оказалась для них тяжелым испытанием, да и обоим за сорок. Но как потом скажут Думцевы в своих показаниях, мысль о том, что ненужного ребенка можно было сдать в казенное государственное учреждение, им почему-то в головы не пришла.
Ночь первая и последняя
В ту декабрьскую ночь в квартире были только трое, Галина, Сергей и их младший сын, который в роковой момент крепко спал. Старшие дети где-то гуляли.
Роды произошли в туалете. Сергей сам принял ребенка (это была девочка) и ножницами перерезал пуповину. Он бережно завернул младенца в красное одеяльце и положил в ванной комнате, а жену отвел в спальню и уложил на кровать. Больше Галина свою девочку не видела. Сергей спустился в кухонный подпол и положил шевелящийся сверток поверх запасов картошки.
В течение ночи отец несколько раз спускался в холодный подвал, чтобы узнать, жива ли еще девочка. Наконец ребенок перестал подавать признаки жизни, и Сергей пошел спать.
- Надо бы убрать его, а то дети могут случайно заметить, - наутро сказала Галина занявшемуся было своими привычными домашними делами мужу.
Тот спустился вниз и положил трупик в картонную коробку. Позже родители собирались зарыть тело ребенка на кладбище.
Однако завершить все задуманное им не пришлось. Галине в тот же день сделалось плохо, и Сергей отвез ее в больницу. Там женщина пыталась представить произошедшее с ней как выкидыш. Однако опытный гинеколог сразу же определила, что ее пациентка рожала на дому. Галина почти сразу во всем призналась доктору и рассказала, как они с мужем надумали убить ребеночка и что сейчас он еще там, в темном подполе. Врач вызвала милицию.
Сергей в присутствии сотрудников милиции сам достал из подпола страшную коробку, к изумлению старших детей, которые, как оказалось, и не подозревали о том, что в их доме произошло самое настоящее убийство.
В итоге Сергею было предъявлено обвинение в убийстве, а Галине - в пособничестве в убийстве, то есть в умышленном причинении смерти другому человеку, заведомо для виновного находящемуся в беспомощном состоянии, совершенном группой лиц по предварительному сговору.
Мама со странностями
Как потом выяснится в ходе следствия, действительно, беременность Галины Думцевой проходила незаметно. Никакие изменения в ее фигуре не бросились в глаза ни кому-либо на ее работе, ни кому-то из родни.
Знакомая фельдшерица, общавшаяся с Галиной с детства, навещала Думцеву недели за три до родов и тоже ничего не заметила. Кстати, по ее словам, у Галины была странность - она всегда скрывала все свои беременности, до самых родов отмахивалась от наводящих вопросов, категорически отрицала, что ждет ребенка. Она никогда не вставала на учет, врачи не наблюдали ход ее беременностей, не уходила она и в декретный отпуск. Так что до описываемых родов Галина уже дважды рожала дома.
То, что два взрослых человека, вырастившие четверых детей, могли так хладнокровно дать умереть своему ребенку, в голове любого здравомыслящего человека не укладывается. Возникает подозрение, что у родителей не все в порядке с психикой.
- Для любой нормальной матери все дети одинаковы, она поровну распределяет между ними свою любовь. Я уверена, что эта женщина была больна, иначе бы она так не поступила, - узнав о произошедшем, возмущенно говорила корреспонденту "НН" нижегородка, ровесница Галины, у которой тоже четверо детей и тоже, как у Думцевых, две девочки и два мальчика. - Ну а по поводу денег… У нас бывали всякие времена, но мы всегда находили выход из положения. Ну а когда старшие дети повзрослели, то нам стало как-то полегче.
Кстати, окружающие отмечали, что Галина всегда была замкнутой, а старые знакомые вспоминали, что в школе она училась плоховато. И действительно, по заключению судебно-психиатрической комиссии экспертов, у Думцевой обнаружена легкая умственная отсталость, а также некоторые признаки психического расстройства (впрочем, как и у ее супруга), которые, однако, не мешают им осознавать опасность своих действий.
После всего произошедшего с Галиной случилась депрессия, с которой она около месяца находилась в психиатрической клинике. На момент проведения судмедэкспертизы депрессия прошла, и Галина в лечении больше не нуждалась.
Интересный факт. Когда старшего сына Думцевых попросили дать характеристику своим родителям, то он не смог этого сделать.
"Да не судите строго"
Ну а старшая дочь Думцевых, которая также проходит по делу в качестве потерпевшей, отказалась подавать на родителей иск. В ходе судебного заседания она всячески поддерживала свою мать, которая в отличие от своего мужа была не под стражей, а под подпиской о невыезде. Во время процесса Сергей и Галина не знали, куда спрятать глаза от объективов теле- и фотокамер. Оба они признались в совершенном преступлении и заявили о своем раскаянии. В последнем слове Сергей Думцев попросил председательствовавшего не наказывать его строго.
В материалах уголовного дела личные данные об убиенном записаны так: "Новорожденный ребенок женского пола, рожденный Галиной Думцевой в ночь на 5 декабря 2008 года, погиб в результате преступных действий Сергея и Галины Думцевых". Это все, что можно было сказать о маленьком человечке, чьи даты рождения и смерти совпали по воле родителей. Кстати, по заключению судебно-медицинской экспертизы, девочка на этом свете прожила всего 30 - 45 минут, а причиной ее смерти стало переохлаждение.
Как сообщил корреспонденту "НН" прокурор отдела государственных обвинителей прокуратуры Нижегородской области Константин Тюгин, сторона обвинения просила суд назначить Сергею Думцеву наказание в виде десяти лет лишения свободы, а его жене - восьми. В итоге областной суд приговорил Сергея к восьми годам колонии строгого режима, а Галину - к семи годам условно.
Ольга МАКАРОВА. (Имена и фамилия осужденных супругов изменены.)