"Наша новая школа" под таким девизом прошли традиционные августовские учительские конференции в городах и районах области. Состоялась и областная интернет-конференция, в которой приняли участие губернатор Валерий Шанцев, министр образования области Сергей Наумов, заместитель начальника федерального агентства по образованию Евгений Бутко и другие ответственные лица. Какой должна быть современная школа? Об этом вместе с руководителями области размышляют педагоги и родители.
На близкой дистанции
Как преодолеть консерватизм и свободно принять то, что уже есть в жизни, - использование компьютерных технологий на уроках для всех детей, особенно тех, кто не имеет возможности посещать школу? Об этом много говорили перед началом учебного года. Несомненно, надо готовить высококвалифицированных специалистов, готовых растить поколение, способное трудиться в современных условиях. Но и накопленный опыт нашей школы нужно бережно сохранять.
Необходимость развивать так называемое дистанционное образование наш регион не только воспринял с энтузиазмом, но и в числе 30 субъектов Федерации активно включился в реализацию проекта "Развитие дистанционного образования для детей-инвалидов". Создается ресурсный центр, Нижегородский институт развития образования разрабатывает программы для подготовки учителей-"дистанционщиков", и с октября уже начнутся уроки для 50 ребят-инвалидов.
Ничего ветхого!
Совсем недавно на таких же педконференциях говорилось о том, что школы довоенной постройки не могут уже конкурировать с современными. Сейчас действует областная целевая программа "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области". В 2009 году строительство ведется на 22 объектах образования. Уменьшилось количество долгостроев, выросли темпы ввода в эксплуатацию новых школ. И если в прошлом году введено 15 школ, то в этом гордостью стали такие пусковые стройки, как дошкольное образовательное учреждение на 240 мест в микрорайоне Красногорка на Бору, средняя школа № 102 в Нижнем Новгороде. Сегодня открывается 118-я школа областного центра.
Поддержка талантливых
Талантливых педагогов у нас поддерживают начиная со студенческой скамьи. В районах области еще в самом начале пути молодым предоставляют квартиры и машины, только работай. Теперь, как говорилось на областной конференции, нужно тщательнее продумать работу с талантливыми детьми. Евгений Бутко посоветовал дать возможность принимать участие в олимпиадах не только отличникам, но и всем ученикам.
Вспоминаются разные школьные истории. Девочка, к пятому классу преуспевающая в гуманитарных науках, обиделась, что ее не пригласили на внутришкольную олимпиаду по физике. "Нечего тебе там делать, опозоришь учителя", - доказывала ей классная дама. В результате настойчивая ученица заработала не только двойку, но и вечный упрек: "Не будешь лезть туда, куда тебя не звали". А, собственно, почему не приветствовать решительность, не разрешить детям дерзать и искать, не бояться провалов? В этом, наверное, тоже есть смысл воспитания современного человека.
Большая реорганизация
Педагогов сельских школ будоражит реорганизация, которая проходит в районах. В нынешнем году не откроют двери для школьников аж 87 учебных заведений глубинки, учеников переводят в так называемые базовые школы, находящиеся, как правило, в районных центрах. Происходит это, во-первых, для экономии средств, ведь после перехода на подушевое финансирование у малокомплектных школ не будет денег на развитие. Но главное, как говорят руководители образования, невозможно качественно вести урок, если в классе меньше десяти ребят, все разного возраста и все предметы ведут два педагога. С другой стороны, понятно и волнение родителей и учителей. Первые беспокоятся о том, как будут ходить за знаниями за тридевять земель их дети, другие боятся потерять профессию. Успокаивает то, что, как распорядился губернатор, прежде чем закрывать школу, должны быть организованы автобусные перевозки детей, отремонтированы дороги к новой школе, трудоустроены учителя и подготовлены учебные заведения к приему новых учеников. Школы глубинки уже получили более 500 автобусов, сотня еще на подходе.
О единстве формы и экзаменов
Много говорят о введении школьной формы. Иной раз даже кажется, что этот вопрос так важен, что от того, как одеты дети, в какой-то мере зависит качество воспитания и образования в классах. Выгнали мальчика с урока потому, что он пришел не в том костюме, и родители третий год доказывают директору его неправоту, а ребенок уже ненавидит школу. Просят родители одеть всех одинаково, чтобы дети не делились на богатых и бедных, но руководство школы не может настаивать на форме - нет "уставного" права принуждать. Правда, "за кадром" и губернатор Валерий Шанцев, и министр образования Сергей Наумов высказались в пользу формы.
Конечно, большая часть разговора на конференции была посвящена итогам ЕГЭ. Область в грязь лицом не ударила, и, несмотря на то что единый госэкзамен сдавали в отличие от многих регионов впервые, все прошло организованно и довольно успешно. Из всех экзаменующихся только 2,9 процента (604 выпускника) не преодолели минимальный порог. По России этот показатель немного ниже - 2,7 процента.
Вера ЧЕБОТАРЕВА.
Мнение
Сергей НАУМОВ, министр образования области:
- Проблемы малокомплектных школ на самом деле нет. Есть проблема качества образования. Если человек учится в школе, которая обеспечивает качественный подход к образованию, и на выходе качество знаний высокое, то мы закрывать такую школу не будем. Даже если там учится небольшое количество людей. Проблема бывает в развитии самого населенного пункта. Если село, как уже видно, в последствии существовать не будет, какой смысл оставлять там детей? Работа в группах, соревновательность важны, как и индивидуальный подход, и на каждый предмет должен быть учитель. Появятся дети - мы сразу же откроем школу, и причем новую.