На Александровские дни, которые пройдут с 9 по 12 сентября, приедет патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Александр Невский - один из самых любимых в России исторических персонажей и святых, но что мы знаем о нем?
Слова и образы
"И красив он был, как никто другой, и голос его - как труба в народе… князь Александр - побеждал, но был непобедим", - это слова из жития святого благоверного князя Александра Невского. Историки описывают его как ловкого охотника, храброго воина, богатыря по силе и сложению. Но в то же время отмечают в нем постоянную обращенность внутрь себя…
В житии описано, сколь сильное впечатление производил он и на западных, и на восточных правителей, так что слава о князе, равных которому не знал свет, распространялась далеко за пределами Руси.
Это же мы видим в новом фильме "Александр. Невская битва". Туда вошли многие житийные эпизоды, хотя эта картина представляет вовсе не иконописный образ - здесь князь предстает молодым и сильным парнем (на момент Невской битвы ему было только 20 лет), которому еще трудно разобраться, кто друг, а кто враг. Но благодаря вере в Бога и прирожденному уму он делает верный выбор.
Не таким был герой более прославленного кинофильма о князе - "Александр Невский" Сергея Эйзенштейна, вышедшего в канун Великой Отечественной войны. Невский-Черкасов - это былинный богатырь, символ национального характера, непоколебимого русского духа.
Именно этому фильму мы обязаны знаменитой фразой "Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла, стоит и стоять будет Русская земля!". Едва ли ее произносил реальный Александр Невский. Но ведь слова про меч - переиначенная цитата из Евангелия, так что по духу это высказывание наверняка было близко князю. Фраза стала пословицей - в воинских частях, например, можно увидеть такие плакаты.
"Не в силе Бог, а в правде" - вот эти слова более достоверны. "Братья! Не в силах Бог, а в правде! Вспомним слова псалмопевца: сии в оружии, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем... Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог", - говорил князь перед Невской битвой.
Громил ли князь шведский пикник?
Другой предмет спора историков - значение и масштаб главных сражений под предводительством князя - Невской битвы (1240 г.) и Ледового побоища (1242 г.). По поводу первой некоторые "передовые" исследователи говорят, что ополчение князя разгромило безобидный шведский пикник. Спорят и о численности участников обоих сражений.
Русские летописи, а за ними и отечественные историки говорят, что на Чудском озере рыцарей было убито около пятисот, а в плен взято пятьдесят "братьев". Другие специалисты возражают, что это цифра совершенно нереальная, что столько народу не было и во всем Тевтонском ордене.
Всем известна легенда о том, что лед Чудского озера не выдержал тяжести доспехов рыцарей и треснул, из-за чего большинство рыцарей просто утонули. Те, кто оспаривает эту легенду, пишут, что вес доспехов русского дружинника и орденского рыцаря были примерно одинаковы, так что русская конница не могла получить преимущество. Да и лед на Чудском озере даже в начале апреля в те времена был достаточно прочным.
В любом случае Ледовое побоище сломило вражескую волну с Запада в то время, когда она была особенно сильна и когда в условиях ослабления Руси успех ордена был бы окончательным. Современники хорошо понимали значение Ледового побоища: после него имя Невского прославилось "по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима".
Важна была и предшествовавшая Ледовому побоищу Невская битва. Русские войска не позволили шведам отрезать Новгород от моря и захватить побережье Невы и Финского залива. К тому же был разрушен план совместных действий шведских и немецких рыцарей. Правда, после этой победы новгородские бояре испугались, что роль Александра возрастет, и стали строить князю козни. Он уехал из города, но уже через два года новгородские жители снова попросили его о помощи...
Что же до треснувшего Чудского озера, то так это было или иначе, но образ врагов, провалившихся под лед, навсегда стал одним из самых поэтичных и вдохновляющих. Этот образ стал чем-то большим чем историческая правда.
Между Востоком и Западом
О соотношении "мифологического" и реального Александра Невского хорошо сказал патриарх Кирилл, когда, еще будучи митрополитом, представлял в телепроекте "Имя Россия" именно этого святого:
- Александр Невский - это совершенно конкретная историческая личность, человек, который многое сделал для нашего Отечества и надолго заложил основы самого бытия России. Конечно, за время, прошедшее со дня кончины святого, людская молва привнесла в его образ некий элемент легенды, что лишний раз свидетельствует о том глубоком почитании, которое всегда воздавалось князю русским народом, но, убежден, этот оттенок легенды не может служить препятствием к тому, чтобы мы сегодня воспринимали святого Александра как реальный исторический персонаж… Что же касается ошибок, совершаемых таким человеком в жизни, или даже его грехов, то нужно помнить, что "несть человек, иже жив будет и не согрешит". Грехи искупаются покаянием и скорбями. И то, и особенно другое присутствовало в жизни благоверного князя.
Можно скептически относиться к телешоу, но будущий патриарх воспринимал эти "выборы" очень серьезно. И был счастлив, когда именно Невский стал победителем зрительского голосования.
- Для меня это не было игрой и ток-шоу, я воспринимал это как ценностную ориентацию всего нашего общества, - говорил он. - Для Святой Руси всегда именно святость была нравственной доминантой, которая господствовала над всеми другими ценностями… Без Александра Невского не было бы России, не было бы русских.
Так почему "святой благоверный князь"? И почему "не было бы России"?
"Восток или Запад?" - вечный вопрос для русских. С татарами Невский налаживал дипломатические связи, с Западом - воевал. "Им не нужна была наша душа, им нужны были наши карманы", - говорил будущий патриарх об ордынцах, а вот Запад, по его словам, представлял для Руси "цивилизационную опасность".
Несмотря на все ужасы татарских нашествий, западная война была более жестокой. Татары давили Русь поборами, произволом ханских чиновников. Но у них не было религиозных побуждений. Татарское владычество не проникало в уклад жизни покоренной страны, не покушалось на внутреннюю силу русского народа. Можно было долгое время повиноваться татарам, дожидаясь их ослабления и усиления внутренней силы Руси.
Совсем иным был наступавший с запада мир католицизма. Казалось бы, размах его завоеваний был куда меньше. Но главным побуждением рыцарей было религиозное завоевание, утверждение своего мировоззрения, из которого вырастал весь уклад жизни. Это было нападение не на землю или имущество, а на саму душу народа - на православную Церковь.
"От вас учения не приемлем", - ответил князь, когда к нему пришли послы от папы римского поучить его Закону Божьему. Ведь Александр хорошо знал судьбу Константинополя, захваченного и разгромленного крестоносцами.
Отвергнув союз с Западом, он принял подчинение Востоку. Это было тяжело и унизительно, многие современники не принимали такой политики князя, предпочитая восставать против татарского ига. Но именно эта политика помогла сберечь Русь. Подчинением ханам Александр Невский предотвращал новые нашествия, что позволяло сохранить силы страны. Более того, в соединении русских и восточных земель и народов созревало будущее многонациональное Российское государство.
Почитание на века
Осенью 1263 года князь, уже больной, поехал из Золотой Орды на Русь. Остановившись ненадолго в Нижнем Новгороде, он направился к Владимиру. Но, дойдя до Городца, тяжко занемог. Остановился в монастыре и, призвав игумена, стал просить о пострижении в иночество. Великий князь был пострижен в схиму с именем Алексия. Попросил прощения у бояр и слуг, причастился и тихо преставился. Это было 14 ноября.
"Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась", - так в житии сказано о прощании с князем. Тогда же случилось и первое чудо: "...когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита".
Почитание благоверного князя началось сразу же по его погребении. Нетленные мощи были открыты, по видению, перед Куликовской битвой - в 1380 году. К молитвам святого князя, прославившегося обороной Отечества, русские полководцы прибегали и во все последующие времена. А канонизирован он был в 1547 году при митрополите Макарии.
Александру Невскому посвящены многие храмы не только в России, но и за ее пределами - в Софии, Таллине, Тбилиси. Имя святого объединяет не только русский и братские ему народы, но и разные эпохи. Так, орден Святого Александра Невского был одной из главных наград в России с 1725 по 1917 год. А уже в советское время, в тяжелом 1942-м, был утвержден орден Александра Невского. Он сохранен и сейчас в наградной системе Российской Федерации.
Ольга ГОРНОВА.
Справка «НН»
Александр Ярославович НЕВСКИЙ — князь новгородский в 1236 - 1251 гг., великий князь владимирский с 1252. Сын князя Ярослава Всеволодовича. Победами над шведами (Невская битва, 1240 г.) и немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище, 1242 г.) обезопасил западные границы Руси. Канонизирован Русской православной церковью.
Александр Невский родился 13 мая 1220 или 1221г. Скончался 14 ноября 1263 г.