Мнение моих знакомых девочек-пятиклассниц по поводу предмета географии оказалось диаметрально противоположным – одна утверждала, что предмет скучный и непонятный, другая говорила, что ей очень нравится исследовать карты, глобус, узнавать об ученых-первооткрывателях. В одном школьницы были единодушны – все зависит от учителя, география предмет непростой, и его нужно уметь преподавать.
О том, как нужно преподносить предмет и заинтересовывать им, отлично знают лучшие географы страны. В этом году впервые состоялся Всероссийский профессиональный конкурс «Лучший учитель географии». Его пять финалистов приехали в Нижний Новгород из Хабаровского края, Омской, Курганской областей, Республики Марий Эл и Татарстана. В итоге лучшим педагогом была признана учитель географии лицея №11 им. Т.И. Александровой из Йошкар-Олы Янина Царегородцева. Победителя члены экспертной комиссии определяли в ходе круглого стола. Ей достался эксклюзивный глобус производства АО «Казаковское предприятие художественных изделий», изготовленный специально для данного конкурса.
Как отметил директор Департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Министерства просвещения РФ Андрей Милехин, не каждый учитель-предметник может похвастаться тем, что его предмет так близок к понятию «Родина». В этом особая миссия учителя географии. Именно педагог-географ во многом отвечает за уровень образованности, который предполагает умение человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.
Всего в конкурсе приняли участие учителя географии из 57 регионов страны. Перед педагогами на первом очном этапе стояла задача представить свою методическую идею. Во второй, очный, этап вышли 15 педагогов, к слову, среди них был также педагог из Нижегородской области. Учителя продемонстрировали свои уроки географии и внеурочные мероприятия. Наша землячка – учитель географии доскинской школы, выпускница магистратуры Мининского университета Светлана Николаева представила на конкурс урок на тему «Мировой океан» для 6-го класса, однако в пятерку финалистов нижегородский географ не вошла.
Организатором этого конкурса выступило Нижегородское региональное отделение ВОО «Русское географическое общество» при поддержке Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, Мининского университета, Фонда «Устойчивое развитие Нижегородской области», Ассоциации учителей географии Нижегородской области. Всем пятерым финалистам были вручены благодарственные письма от Министерства просвещения РФ за высокие достижения в реализации инновационных методических идей.
Компетентно
Елена ИЛАЛТДИНОВА, и.о. ректора Мининского университета:
– При поддержке Русского географического общества и правительства Нижегородской области в Мининском университете мы предпринимаем все усилия, чтобы развивать географическое образование. Я видела отдельные уроки, которые показывали конкурсанты, приняла участие как эксперт в круглом столе с образовательными политиками. Финалисты показали, что российский учитель – это профессионал с большой буквы, который не только несет знания, но и решает задачу воспитания средствами своего предмета, своими личностными качествами.
Мининский университет организует значимые для географического образования мероприятия на протяжении многих лет: на базе вуза прошли заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по географии, международная акция «Географический диктант», эколого-географический марафон в рамках международного форума «Великие реки».
Опрос
Каким должен быть учитель географии и как можно заинтересовать своим предметов учеников, об этом рассказали финалисты Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель географии».
Вячеслав ПИНЯЕВ, учитель географии пивкинской средней школы (село Пивкино Курганской области):
– Экспедиции – это непросто важная, это неотъемлемая часть работы учителя географии, потому что, образно говоря, без выхода «в поле» нет географии. Теоретическую часть мы изучаем на уроках, а летом обязательно отправляемся в походы. Это объединяет и детей и родителей. Для 5-го и 6-го класса походы носят ознакомительный характер – это экспедиции с одной ночевкой. А с 10-м и 11-м классом это уже серьезная научная работа. По заказу Курганского госуниверситета, с которым у нашей школы тесная связь, мы кроме реакционной работы выполняем разные исследования. Последнее было на тему антропогенной нагрузки на национальный парк Таганай (Челябинской области), в районе Златоуста. Старшеклассники осуществляли замеры воды, считали биоту (количество видов живых организмов). Последнее важно, чтобы оценить их количество – уменьшается или увеличивается. Детям очень нравится участвовать в научных исследованиях. Некоторых это увлекает так сильно, что потом они связывают с географией свою жизнь, выбирая соответствующую профессию. Кроме того, походы, преодоление трудностей влияют на формирование личности ребенка.
Наталья ГУМЕНЮК, учитель географии средней школы №2 (поселок Хурба Комсомольского района):
– Я погружаю своих ребят в свой предмет через создание собственных исследовательских мини-проектов. Например, мы с ребятами делали солнечные часы и наблюдали по ним за временем. Следим за изменением природы, погоды. Ребенок видит, что это значимые для жизни знания. Именно через это и нужно доносить важность предмета. Сложность состоит в том, что в пятом классе всего один урок в неделю, а материал сложный: географические походы, первые открытия. Мне кажется, что на этом этапе было бы уместно совместное проведение уроков учителями географии и истории. Я использую популярную сеть Инстаграм. Прошу ребят выступить от лица известного путешественника и рассказать о той или иной экспедиции своим современникам. Ребята выступают от лица Христофора Колумба, Фернанда Магеллана. Одна моя ученица Вероника заинтересовалась нашим современником – путешественником Максимом Харченко. Его называют Колумбом земли русской, так как он совершает экспедиции по следам русских первопроходцев. Так, недавно он шел путем мореплавателя адмирала Геннадия Невельского. Видеоролик-зарисовку с выполненным домашним заданием девочка отправила Максиму Харченко и, представляете, получила ответ. Так началась дружба нашей школы с настоящим путешественником. С ним запланирована живая встреча. Еще мы дружим с полярником Вячеславом Денисовым. Дружба началась неожиданно. Мы с ребятами на одном из уроков написали письмо на станцию «Восток», и я его отправила. И нам пришел ответ из Антарктиды. Полярник Вячеслов Денисов после зимовки с рюкзаком, палаткой прилетал к нам в школу в наш поселок. Это было потрясающе. Как и еженедельные письма, которые приходили со станции «Восток» с небольшими отчетами о том, что там происходит.
По итогам конкурсных испытаний лучшим учителем географии стала Янина Царегородцева, учитель географии лицея №11 им. Т.И. Александровой города Йошкар-Олы.
Янина ЦАРЕГОРОДЦЕВА, победитель конкурса «Лучший учитель географии»:
– На уроках сотрудничество детей и учителя очень важно. Особую роль играют личные качества педагога. Сегодня учитель уже не является главным источником информации, так как интернет дает очень широкие возможности. И главный вопрос в том, как при этом достичь результата, чтобы ребята знали предмет. От учителя требуется профессионализм, нужно постоянно учиться быть в тренде.
В свой предмет я влюблена бесконечно. География – это яркая наука, которая украшает наш мир. Главная задача – создать и нарисовать географическую картину, это мы делаем на наших уроках. Заметила, что после окончания школы «дружба» с географией продолжается: дома ребята изучают выращивание растений, почвоведение и геоботанику – на даче, страноведение – в путешествиях.
География – это связующее звено между естественно-научным циклом и общественностью. Очень важна содержательная часть предмета. Русское географическое общество всегда обращало внимание на достоверность информации. Я активно пользуюсь сайтом географического общества, там есть последняя актуальная информация. Если рассуждать о том, какие должны быть учебники географии, то, по моему мнению, главное в них – это достоверность и информативность. Очень важна наглядность: карты обычные и интерактивные графики, диаграммы. Есть некоторые проблемы в том, что плохо выстроены связи между тем, что дети изучают в начальной школе на «Окружающем мире», и тем, что изучает география. Кроме того, современные учебники должны учитывать возрастные особенности и нести современный взгляд на мир. При этом акцент должен быть на том, что вызывает гордость за нашу страну.
Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.