«Большое видится издалека», – утверждают маститые специалисты, – «явление должно отстояться». Однако, не дожидаясь отстоя, молодые художники вовсю рефлексируют и творят, пишут книги и смело препарируют священное наследие прадедов. Тем самым оживляя и сохраняя его.
Наш собеседник – нижегородец Артем Филатов. Ему нет еще и тридцати, и он входит в число влиятельнейших российских художников. В рейтинге The Art Newspaper Russia-2020 он занял 29-е место и, кстати, стал единственным нижегородцем в топ-50 самых-самых.
«Нижегородские новости» не раз знакомили читателей с проектами Артема Филатова. Среди последних стоит особняком «Сад имени» – общественный мемориальный комплекс – совместно с Алексеем Корси во внутреннем дворе частного крематория в Нижнем Новгороде. Там растут мемориальные именные растения, звучит специальная музыка.
Помнить
– Артем, как родился проект «Сад имени»?
– Это долгая история. Она началась с того, что я основательно изучал тему смерти. Нет, ничего личного: смерть – одна из ведущих тем в искусстве, наряду с любовью и свободой. Я читал книги, погружался в фольклор и культурологию и в определенный момент начал понимать, что создание произведений на данную тему органично связано с тем, чтобы зайти на «территорию смерти» физически. Так я стал работать с антропологами, познакомился с директором нижегородского крематория и сразу предложил ему сделать проект. Ну а когда я ездил в Швейцарию по приглашению одного из крупнейших швейцарских банков, представилась возможность исследовать культуру кремации в Швейцарии. В этой стране кремируется более 70% усопших, и именно там ко мне пришла мысль о создании некоего природного пространства, развитая уже в Нижнем Новгороде.
– Знаю, что в мире существует немало необычных для нас, россиян, способов погребения, связанных с растительной темой. Например, прах утилизируется в питательную почву, насыщенную семенами.
– Да, в моем проекте имеются цитаты на данную тему. Впрочем, с юридической точки зрения в России пока такое невозможно – превратить останки человека в землю. Это пока новая технология, стартап, как и растворяемые в земле гробы из грибного мицелия.
– И каков коммуникативный эффект «Сада имени»? Приходят ли туда люди предаться медитации?
– «Сад» – произведение искусства, которое стремится стать всем, чем угодно, кроме произведения искусства. Туда приходят посетители крематория. Его посещают интересующиеся ботаникой и архитектурой. Слышал, что приезжают помедитировать, послушать музыку, отдохнуть в особой атмосфере. Значит, выстроилось уникальное и вместе с этим универсальное пространство, решающее разные задачи.
Хранить
– Как и почему проходила ваша работа со «Старым Нижним»?
– Историческое наследие Нижнего Новгорода много лет является некоей картой, которую то разменивают, то сбрасывают с рук, то используют в качестве козыря. Для меня как человека, который занимается уличным искусством, очевидно, что историческое наследие напрямую связано с современной деятельностью уличных художников. Я достаточно глубоко изучил этот вопрос: в прошлом году увидело свет наше с Алисой Савицкой искусствоведческое исследование, книга «Краткая история нижегородского уличного искусства». С 2014 года занимался фестивалем уличного искусства «Новый город: древний», базирующемся на проблемах сохранения исторической застройки. Я собирал заявки от жителей исторических домов, которые либо изучают историю своих домов, либо сохраняют ее своими силами. Вместе с ними мы препарировали информацию по теме, а затем художники создавали произведения, соответствующие конкретному пространству и истории. Эти работы возвращали старые дома на ментальную карту города и помогали им стать неофициальными достопримечательностями.
– Что это – ментальная карта города?
– Естественно, не бумага с нанесенными на нее точками. Это свод наших ощущений: центр, периферия, места избегания, транзитные зоны, объекты притяжения. Когда историческое здание не имеет никакой опоры в этом измерении, в осознании, оно из него исчезает. Но стоит придать ему небольшую смысловую огранку, ментальную подсветку – оно возвращается в оборот и начинает излучать информацию, привлекая всеобщее внимание.
Что до проектов, в которых дом, объект нуждается… Приведу пример. Дом под номером 35 на улице Нестерова – большой двухэтажный деревянный, расположенный посреди квартала, напротив первой градской больницы. Мы делали глубокие интервью с жителями этого дома, сняли на основе собранных материалов фильм «Теплые стены». Он выложен в свободном доступе и рассказывает о тех людях, благодаря которым фестиваль состоялся. Это в первую очередь – достижение жителей старых деревянных домов, которые сохраняют, хранят свои места обитания. На стенах дома номер 35 по улице Нестерова художник из Екатеринбурга Тимофей Радя и столичный художник Стас Добрый изобразили кружевные салфетки, наподобие тех, что вязали крючком наши бабушки, и разместили цитаты из «Исповеди» Августина Блаженного, где он рассуждает о человеческой памяти. О том, как мы что-то запоминаем, а что-то забываем.
– Если ничего не путаю, с этим домом был связан один из стандартных скандалов: его хотели расселить и поджечь или, наоборот, поджечь и расселить…
– Да, эта участь постигла соседний дом: была начата расчистка территории.
– И, насколько знаю, в том доме живут очень интересные люди?
– Интереснейшие! Потомки Рукавишниковых, Жевакиных, родственники архитектора Александра Яковлева.
– Знаю, что вы потрясающе тонкий рисовальщик. Где вы учились? Как пришли к изобразительному искусству? С раннего детства? Рисовали на обоях, разукрашивали паспорта родителей…
– Учился я в лингвистическом институте на кафедре культурологии, философии и социальных коммуникаций. Безудержным творчеством в детстве не страдал, более того: папа помогал мне с работами по ИЗО. Но, знаете, у Франсиса Пикабиа есть замечательное понятие, инстантантмеизм. Это слово означает, что не человек выбирает себе предмет интереса, а предмет выбирает себе человека.
Мне приятно думать, что не я выбрал искусство, а наоборот.
Справка «НН»
Художник, куратор, автор проектов Артем Русланович Филатов родился 21 марта 1991 года в Нижнем Новгороде. Окончил Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н. А. Добролюбова.
Автор объектов, инсталляций и кураторских проектов, построенных на взаимодействии с нижегородской историей и культурным ландшафтом. Среди наиболее значимых: фестиваль уличного искусства «Новый Город: Древний» (2014–2016), выставка «Обратно домой» (2017).
Лауреат грантовой программы Музея современного искусства «Гараж» для художников, работающих в сфере актуального искусства (2016), премии банка Credit Suisse и ярмарки Cosmoscow для молодых художников (2017), Государственной премии в области современного искусства «Инновация» в номинации «Региональный проект» (2018) и «Новая генерация» (2020). Соавтор книги «Краткая история нижегородского уличного искусства» (2019) вместе с Алисой Савицкой.
Мария Федотова.