2 ноября в главном здании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника – Усадьбе Рукавишниковых – начала работу выставка «Мастер костяного кружева». Экспозиция приурочена к 100-летию со дня рождения Народного художника Российской Федерации Парфёна Черниковича (1920-2011).
Парфён Черникович внес большой вклад в развитие народных художественных промыслов региона второй половины XX столетия. На выставке зрители увидят около 40 работ художника: уникальные выставочные образцы, выполненные в технике ажурной и рельефной резьбы из «драгоценной» кости – бивня мамонта, моржового клыка, а также цевки – трубчатых костей крупного рогатого скота.
В экспозиции представлены вазы, настольные экраны, коробочки, шкатулки, в которых нашли отражение как мотивы холмогорских мастеров (сцены охоты, животный мир Севера, быт традиционных народов, растительный декор), так и мотивы, характерные для нижегородской земли – благородный олень и лось, кони и птицы.
Экспонаты для выставки были предоставлены семьей художника – хранителями его наследия, а также фондом НГИАМЗ. Особое место в экспозиции занимают работы последователей Парфёна Черниковича – мастеров и художников Варнавинской художественной фабрики резьбы по кости.
Выставка продлится в Усадьбе Рукавишниковых (Верхне-Волжская набережная, 7) до конца января 2021 года. Посещение музея проходит с соблюдением требований Роспотребнадзора.
Справочно
Парфён Парфёнович Черникович – Заслуженный художник РФ, Народный художник РФ, член Союза художников России с 1945 года. Он родился 2 ноября 1920 года в деревне Малые Страхини Минской губернии. Окончил Холмогорскую школу художественной резьбы по кости (с. Ломоносово Архангельской области). Работы мастера хранятся в крупнейших музеях страны.
В 1968 году Парфён Черникович переезжает с семьёй в Горький. Он привёз из Холмогор нехарактерный для Нижегородской области косторезный промысел. Соединив виртуозную холмогорскую технику ажурной и рельефной резьбы с творчески переработанными элементами деревянной и каменной резьбы и различных нижегородских росписей, мастеру удалось выработать новый холмогорско-нижегородский стиль. Он заложил основы косторезного промысла в Варнавинском районе. В июле 1971 года в Варнавине была создана экспериментальная мастерская по обучению профессии резчика по кости. В 1972 году было организовано опытное косторезное производство, преобразованное в 1973 году в филиал Казаковского производственного ювелирного объединения.
Источник - Пресс-служба губернатора и правительства Нижегородской области