Спасите наши...туши

Спасите наши...туши

На днях в редакцию "НН" позвонили. Человек, пожелавший остаться неизвестным, взмолился: "Помогите, задыхаемся! Недалеко от нашей деревни в Сергачском районе находится ветсанутильзавод, куда со всей округи свозят трупы животных. Предприятие не справляется. Туши лежат на улице и смердят. Вокруг воронье, стаи бродячих собак, антисанитария. Приезжайте!"
Дышите глубже…
По дороге на деревню Мостовку, где дислоцируется единственный в Нижегородской области завод по производству мясокостной муки, нет ни одного указателя. Останавливаемся у местной свалки, чтобы уточнить направление.
- В Мостовку захотели, а утром, надеюсь, не кушали? - издевается сторож. - По сравнению с тамошними ароматами у меня тут - лаванда! Если на рыбалку соберетесь - там есть наживка.
Панорама завода отбивает аппетит. За фрагментами забора валяется двухметровая гора костей. Останки животных буквально вываливаются на всеобщее обозрение. Воронье и собаки так себя и не обнаружили, зато насчет тошнотворного запаха незнакомец не соврал. Дышать и сдерживать желудок здесь практически невозможно.
Жилые дома располагаются примерно в километре от предприятия. По санитарным нормам это приемлемое расстояние, но устраивает оно далеко не всех. Хотя местные жители о проблеме рассказывают неохотно: многие из них работают на утильзаводе.
- Действительно, в последние два года сюда стали привозить намного больше животных, - поведал Вячеслав Козин. - Фермеры разоряются и избавляются от скота. У меня самого было двенадцать баранов и три коровы - теперь их не на что содержать, вот и пришлось забить.
- Завод работает то каждый день, то раз в неделю, - говорит Владимир Фролов. - Но уж если включится, да еще ветер попутный дует, то приходится окна закрывать, так несет мертвечиной.
Рога и копыта
К предприятию мы подошли с тыла.
- А как вы сюда попали?! - изумился местный охранник. То ли не знал о дырявом заборе, то ли не подозревал, что у кого-то хватит ума шнырять в самом зловонном месте. Надо признать, что и гниющих, раздувшихся на солнце туш, о которых говорил наш телефонный собеседник, мы здесь не увидели.
Директор утильзавода встретил журналистов вполне гостеприимно. По его словам, проблема не стоит так остро, как нам расписали: вновь привезенных животных сразу же отправляют на переработку, а останки складируют на улице, потому что специальной площадки для этого нет. К зиме всю гору (а это около 20 тонн костей!) обещают перемолоть в муку, которая затем пойдет на корм скоту.
- Недавно к нам приезжала комиссия областного правительства, - с готовностью рассказывает директор Евгений Овчинников. - Мы показали, в каком аварийном состоянии находится наш завод. Полздания вообще не используется: стекла выбиты, гуляет ветер. Старое оборудование постоянно ломается. Локальные очистные сооружения не работают.
- Вместо старого утильзавода планируется построить новый, - прокомментировал ситуацию заместитель министра сельского хозяйства Нижегородской области Александр Абрамов. - Мы подготовили документацию и на этой неделе передадим ее губернатору. Если будет принято положительное решение, то строительство начнется уже в следующем году. Подобных заводов в России пока нет.
Анна ПОМЕРАНЦЕВА.

Интересный факт
Вплоть до 90-х годов прошлого века в России из костей животных изготавливали пуговицы. Сегодня магазины предлагают в основном китайский товар. Поэтому останки на утильзаводах стали невостребованными.

Цифры
Ежегодно на Сергачском утильзаводе перерабатывают около 2600 тонн биоотходов. А потребность в утилизации на территории Нижегородской области – около 4 - 5 тысяч тонн. Поэтому часть трупов отправляется в соседнюю Республику Чувашию, где находится подобный завод. Там производят 80 тонн мясокостной муки в месяц, у нас – примерно 35 - 40 тонн.

Компетентно
Дмитрий МАКАРОВ, специалист Управления Госветнадзора по Нижегородской области:
- Я согласен, что помещение, где хранятся кости, должно быть закрытым от чужих глаз. Но ничего страшного в этих останках нет. Они обработаны в пароварочных котлах и не являются источником заразы. На утильзаводы вообще не сдают больных животных. Их сжигают в крематорах (в Нижегородской области их пятнадцать) или хоронят на специальных скотомогильниках

Справка "НН"
Сергачский ветсанутильзавод был пущен в 1985 году. Сюда свозят скот из южных и центральных районов Нижегородской области. В 1997 году завод разорился и встал. Спустя три года его восстановили, закупили новое оборудование и возобновили работу, однако само здание не ремонтировалось. В Нижегородской области ранее существовал и другой, Арзамасский, утильзавод, находящийся в федеральном подчинении. В 2003 году его закрыли на реконструкцию, однако из-за финансовых проблем ремонт так и не завершили.


Следите за нашими новостями в удобном формате