Несносную, гиперактивную девчонку из мультика «Маша и медведь» знают уже далеко за пределами нашей страны. Российский мультсериал понятен и маленьким и взрослым зрителям, ведь сегодня такие гиперактивные дети, увы, не редкость. Но, если проделки мультяшной Маши вызывают улыбку, то в реальной жизни родителям детей с подобным поведением очень сложно сохранять спокойствие. Они тоже рады бы отправить своих чад к кому-нибудь на перевоспитание. Но никто не знает, где живут такие умные и терпеливые медведи. О том, как наилучшим образом организовать учебу гиперактивного ребенка, рассказала психолог, дефектолог общественной организации родителей детей-инвалидов «Созвездие» из Выксы Людмила Тимакова.
Откуда каша в голове
Родители недоумевают: сын способный, развитый, а учиться в школе не хочет. Он может часами собирать пазлы, строить что-то из конструктора, но стоит сесть за уроки, его отвлекает все, что можно. У пап и мам опускаются руки, так как приемлемые, нормальные методы на гиперактивное чадо не действуют.
– Если гиперактивность ярко выраженная, ребенок очень плохо собой управляет, и ему сложно соответствовать общепринятым нормам. Он перебивает взрослых, не может дождаться своей очереди, выкрикивает с места, хватает чужие вещи, может вскакивать и ходить по классу во время урока. Учителям очень трудно обучать таких учеников, а родителям выполнять с ними домашние задания. Поэтому так важно знать об особенностях обучения таких детей, – поясняет Людмила Юрьевна.
Внимание у такого ребенка неустойчивое и неравномерное. Его еще называют цикличным или мерцающим. Это связано с особенностями работы мозга и нервной системы. Мозг периодически отключается. Это несложно увидеть: сын или дочь начинают смотреть по сторонам. Взгляд отсутствующий, ребенок может кривляться, ерзать. В этот момент его мозг не воспринимает информацию. Он не слышит и не понимает того, что от него хотят. Родителям же кажется, что чадо это делает специально и что, если на него прикрикнуть, он вернется с небес на землю. Однако это произойдет ровно тогда, когда включится нервная система. Сам ребенок этим процессом совершенно не управляет. Причем замечено, что с каждым разом периоды выключения увеличиваются, а временные отрезки, когда концентрация хорошая, напротив, сокращаются. Стоит заметить время и выяснить, сколько длится высокая концентрация внимания.
Во время занятий нужно максимально использовать эти периоды. Если вы сели за решение задачи и знаете, что хорошая работоспособность всего 7 минут, то в это время надо успеть уложить объяснение задачи. Затем ребенку надо дать время на выключение, дождаться, что он опять «включится» и продолжить заниматься. Только так можно эффективно работать с такими детьми.
Помните, в школе с вниманием гиперактивного ребенка происходит то же самое. Учитель не имеет возможности подстроиться, он продолжает объяснение. Что остается в голове ребенка, если он семь минут работал, а потом две-три минуты был в «отключке», затем снова семь минут был сосредоточен? Он мог застать начало одной задачи, кусок из середины другой и самый конец третьей. Мозг все это соединил в единое целое и в итоге в голове – каша.
Как усадить за уроки
Таким детям тяжело переключаться с одного вида деятельности на другой. Например, каждый день в четыре часа вы садитесь за домашнюю работу. Ребенок оттягивает этот момент, ходит туда-сюда, перекладывает предметы с места на место, долго роется в портфеле. Нет, он не издевается, а психологически готовится к началу работы. Что делать родителям? Заложить дополнительное время. На 15.45 поставить будильник, который возвестит, что пора садиться за уроки.
Для нормального ребенка на уроке одна главная доминанта – учитель, который что-то объясняет, посторонние шумы и звуки он не слышит. А у гиперактивного ребенка нервная система ослаблена и не формирует доминанту. Поэтому такие дети на все отвлекаются: на машину, зашумевшую за окном, на шепот одноклассников, на звук упавшей ручки и т. д. Так работает внимание в отношении деятельности, которая требует волевых усилий, а это как раз учеба. То, что ребенку нравится (лего, компьютерные игры, чтение энциклопедий) – это он выполняет, опираясь на непроизвольное внимание, которое держится на интересе, и никаких отключений не возникает. Чтобы продуктивнее учить уроки, с таким ребенком лучше уединяться в комнате и учиться в полной тишине. А напротив стола не должно быть ничего отвлекающего.
Раз нет полной картины знаний, полученной на уроках, то очень желательно просматривать материал, который проходили в школе, но делать это надо кратко, повторять главное (правило, выводы из параграфа), опять же учитывая моменты включения и выключения. Повторение должно занимать несколько минут. Тогда ребенок не будет отставать в обучении. Еще один совет – заглянуть вперед – просмотреть, что будет на следующем уроке. Это важно, так как гиперактивный ребенок очень сложно входит в новую деятельность. Максимальная концентрация внимания наступает, как правило, к середине первого урока. Если родитель кратко введет в тему следующего урока, то это даст спокойствие и понимание сути, поможет в усвоении материала. Для таких детей очень важна наглядность. Им полезно зарисовывать, записывать новую информацию. При этом объем оперативной памяти у таких ребят значительно снижен. Им нужно давать информацию небольшими порциями.
Поможет эспандер
Еще одна черта гиперактивного ребенка – это импульсивность. Нервная система сразу же дает ответный импульс на раздражение. В учебе это может проявляться так: решает ребенок какую-то задачу, а она не получается. И он швыряет учебник, бьется головой о стену. Это не плохой характер или воспитание, это связано с плохой переключаемостью с одной деятельности на другую. Что делать родителям? Важно соблюдать режим дня, режим работы и отдыха. Родители гиперактивных детей грешат тем, что перегружают их, мало времени оставляют на отдых и на ничегонеделание. А это формирует у ребенка очень негативное отношение к учебе.
Импульсивность – это яркие эмоции. Они легко передаются взрослому, задача родителей максимально сохранять спокойствие. Если у ребенка истерика, то стоит выйти из комнаты, дать время успокоиться, затем спокойно вместе устранить последствия гнева чада. Например, заклеить порванную книгу. Но не делайте это за ребенка. Иначе привычка портить вещи может в нем закрепиться.
Гиперактивность особенно сильно раздражает и злит взрослых. Дети ходят по классу, выкрикивают с места, часто имеют потребность что-то трогать, щипать, портить. Что делать? Удовлетворять потребность в движении. Не лишать прогулки – возбужденный ребенок хуже воспринимает информацию и учится, сильнее утомляется. Во время выполнения уроков предоставьте возможность походить по комнате, стукнуть по боксерской груше или пошлите ребенка сбегать на кухню за долькой апельсина. Гиперактивные дети очень любят качаться на качелях. В этот момент разгружается нервная система и ребенок легко запоминает информацию Так можно учить стихотворение, таблицу умножения. Есть родители, которые требуют, чтобы ребенок сел за стол, выпрямил спину… Помните, в этом случае гиперактивные дети сосредотачиваются на контроле движений, а не на учебе. Для разрядки можно разминать в руках пластилин или слайм. В школу стоит носить эспандер. Ребенок будет мять его в руках вместо того, чтобы ходить по классу.
Справка «НН»
Так что же означает диагноз: синдром дефицита внимания с гиперактивностью?
Во-первых, дефицит внимания – это частая отвлекаемость, трудность сосредоточения на задачах, требующих длительной концентрации внимания.
Во-вторых, таким детям свойственна импульсивность, склонность к необдуманным действиям, постоянные переходы от одного вида деятельности к другому.
В-третьих – это чрезмерная подвижность, невозможность ребенка оставаться на одном месте и сидеть спокойно.
Родителю на заметку
Схема подготовки домашних заданий с гиперактивным ребенком
1.Начать нужно с предмета средней сложности. Это помогает настроиться на рабочий лад и дает ощущение успеха. Затем перерыв 5 – 10 минут, во время которого можно попить чаю, съесть кусочек фрукта или конфету, пробежаться по дому. Гаджеты и мультфильмы недопустимы. Дома должна быть тишина.
2. Затем учим самый трудный предмет. После перерыв от получаса до пары часов. Стоит отправиться на прогулку или дать позаниматься тем, чем ребенку хочется. Телевизор и гаджеты не желательны.
3. В третий заход учите предметы, которые даются легче всего, как правило, это устные. Важно, чтобы легкие предметы ребенок постепенно брал под свой контроль, чтобы у него вырабатывалась ответственность.
Подготовила Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.