25 лет назад состоялся велопробег Нижний Новгород – Эссен

25 лет назад состоялся велопробег Нижний Новгород – Эссен

Для россиян День Победы давно стал любимым и национальным праздником, а традиции его празднования для нынешних поколений заложены много лет назад. Например, также торжественно и широко отмечали полувековой юбилей Победы. В Нижнем Новгороде,  кроме праздника, на площади Минина и других торжественных событий организовали велопробег до города-побратима Эссена, чтобы почтить память погибших воинов.

Куратором велопробега был Владимир Голубев, мастер спорта международного класса, выступавший за сборную профсоюзов СССР, двукратный победитель велогонки на призы газеты «Юманите» во Франции, после завершения спортивной карьеры он тренировал студенческую сборную Советского союза по велоспорту и работал с национальной командой Венесуэлы. 

Как велокоманда из Нижнего Новгорода преодолела путь в 4000 километров, Владимир Голубев рассказал «Нижегородским новостям».

Под охранной грамотой

– Владимир Валерьянович, как возникла идея проехать на велосипедах пол-России и Германию. Да еще собрать в велопробеге настоящих спортивных звезд?

– Ну это было время такого эмоционального подъема, как и в нынешнем году 75-летия Победы. Значимая дата – 50 лет со дня окончания войны. Многие хотели принять участие в его праздновании, отдать дань погибшим воинам. Мне пришла идея провести велопробег, чтобы возложить цветы от нижегородцев к памятнику воину-­освободителю в Трептов-парке в Берлине. Ну а так как Эссен был уже нашим городом-побратимом, то конечная точка маршрута была именно в этом городе. 

Меня поддержал Анатолий Иванович Терехов, заслуженный деятель культуры, возглавлявший тогда Фонд культуры Нижегородской области. С его помощью велопробег Нижний Новгород – Эссен внесли в официальную программу празднования 50-летия Победы.

– Что самое трудное было тогда в подготовке такого необычного мероприятия?

– Подготовка напоминала бег с препятствиями. Трудно было все и с самого начала. Чего-то добивались благодаря настойчивости, а где и счастливый случай помогал. Например, как проложить маршрут, не имея карты автомобильных дорог Европы? Где ее взять, я и представить не мог. Совершенно случайно оказался в кабинете у Любови Глебовой, которая тогда руководила дирекцией лотерей, а сейчас депутат Госдумы. Так вот в ее кабинете висела автомобильная карта мира.  Она занимала всю стену. Ох как я обрадовался. Был готов ночевать в кабинете у Любови Николаевны, и провел у этой карты не одну неделю. К старту велопробега я точно знал, где и когда мы будем ночевать, где и сколько километров преодолеем. Вообще, организационных проблем было немало. Но самое главное, к старту, который был назначен на 9 мая на площади Минина, наша команда была абсолютно готова. 

– Велопробег посвятили 50-летию Победы. А как планировали почтить память погибших воинов, героев?

– На нашем маршруте было много больших и маленьких городов России, Белоруссии, в каждом мы возлагали цветы к мемориалам и памятникам. С собой из Нижнего Новгорода везли венок, чтоб возложить его к памятнику в Берлине, в Трептов-парке. И еще у нас была одна миссия – вместе с нами в Эссен отправилась новая «ГАЗель», которую только начали выпускать на автозаводе. Рекламный образец решили подарить городу-побратиму. 

– Вы упомянули о сложностях в середине 90-х. Это время мы сейчас называем лихим. Не боялись разных непредвиденных ситуаций, отправляясь в велопробег в 1995 году?

– Знаете, ничего такого криминального с нами не случилось, и как-то не думал об этом. Больше беспокоился, чтобы все прошло без накладок. Но тут у меня была припасена «охранная» грамота. Борис Ефимович Немцов, бывший губернатором Нижегородской области, к тому времени стал очень популярным политиком во всей стране. Он написал нам сопроводительное письмо, в котором просил оказать сотрудничество участникам велопробега во всем, что может понадобиться. Ценную бумагу мы заламинировали, и она нас не раз выручала. Если только случалось какое­-то замешательство, при поселении в гостиницу, например, показывал письмо от Немцова, и проблемы решались. Сейчас такое и представить трудно. 

Звездная команда

– На площади Минина 9 мая вас провожало в путь руководство города и области, тысячи нижегородцев…

– Да, отмашку на старте дал сам Борис Ефимович. Впереди нашей колонны ехала та самая «ГАЗель», потом наша группа велосипедистов, замыкал колонну «ПАЗ» Заволжского моторного завода, на котором мы планировали вернуться из Германии. 

Так что на дороге спортсмены были прикрыты и спереди и с тыла. Это было очень важно, потому что дороги тогда были просто ужасными, и уж точно неприспособленными к велопробегу. О безопасности заботиться нужно было только нам самим.

– В команде не было спортсменов ниже уровня мастера спорта. Не приходилось уговаривать их участвовать в велопробеге?

– Желающих было больше, чем нужно. Но мы обращали внимание прежде всего на то, как человек выдержит такую нагрузку, ведь в день мы преодолевали по 150 километров. 

Почему многие хотели участвовать? В 90-е в России практически не было денег ни на проведение соревнований, ни на сборы. До этого велогонщиики всю зиму проводили на сборах в Душанбе или Абхазии. А потом раз… и ничего. Между тем зарубежные гонки и соревнования проходили, только у нижегородских спортсменов не было возможности полноценно к ним готовиться.  

Победный велопробег для них стал хорошей подготовкой к международным стартам. Поэтому команда подобралась по-настоящему звездная. Заслуженный мастер спорта Юрий Баринов, четыре международных мастеров спорта, остальные мастера спорта. Они были в прекрасной физической форме и готовы были проезжать и по 200 километров в день, но нагрузку нужно было распределять, чтобы преодолевать все 4000 километров. 

– Наверное, еще у каждого члена вашей команды кто-то из родителей воевал или в войну работал на заводе. Стал ли пробег частью какой-то личной истории или долга перед памятью близких? 

– Каждому из нас было кому посвятить свой велопробег, и мне тоже.  Один день отдыха с ночевкой у нас был запланирован в Белоруссии, в Бресте. Это было не случайно, хотя и целесообразно для велопробега. Я специально отметил эту точку на маршруте. Моя мама родом из тех мест, из деревни Береза Брестской области. Хата ее семьи стояла на краю леса, и мама, совсем девчонка, носила еду партизанам. Нашелся среди односельчан предатель, который донес, и маму арестовали фашисты. Ее отправили в концлагерь под Берлином.  В мае 1945 года фашистских узниц освободила из плена Красная Армия. Среди солдат был мой отец. Так родители и познакомились. После войны они вместе вернулись на родину папы, в город Горький. 

Моя мама умерла за год до велопробега, а я, приехав в Брест, успел съездить в деревню, где она жила и где ее арестовали. Встретился со своими белорусскими братьями. 

Кстати, в Бресте нас очень тепло принимали, люди подходили, знакомились. Памятные мемориалы там такие, что просто дрожь пробивает. 

– А как вообще во время велопробега люди воспринимали вашу акцию? 

– Самое ровное, так скажем, отношение было в России. Внимания было немного. В Польше интересовались не столько самим велопробегом, хотя были очень гостеприимны, сколько Юрием Бариновым. Он стал победителем велогонки мира Берлин – Прага – Варшава, призером Олимпийских игр. Юрия знали велосипедисты всего мира, он был настоящей звездой. Жители небольшого польского городка были польщены, что он приехал в их город. Да и вообще никакой неприязни или претензий к нам, русским, мы тогда не почувствовали.

Но вот чего мы совсем не ожидали, так это столь горячего приема в Германии. Во-первых, на границе нас сразу встретили, немецкие полицейские сопровождали всю дорогу до Берлина и Эссена. Иначе мы по их автобанам на своих велосипедах не проехали бы.

Во-вторых, когда мы 4 июня въезжали в Эссен, на тротуарах стояло много людей и радостно махали нам флажками. Очень неожиданно, приятно и как-то тепло. Потом была пресс-конференция, торжественный прием у бургомистра. Вручать ключи от подаренной «ГАЗели» прилетел заместитель главы Нижнего Новгорода Борис Самуилович Духан. Пару дней погуляли по прекрасному Эссену и вернулись в Нижний Новгород на «пазике». 

– А дальше?

– Когда вернулись, никто ни о чем нас не расспрашивал. Мероприятие прошло благополучно, без неожиданных сюрпризом. Правда, потом в мэрию пришло письмо из Эссена, что наша «ГАЗель» для поездок по Германии не подходит – не соответствует экологическим стандартам, и зеркало нельзя регулировать, не открывая стекла или дверцы. Но как-то решили потом эту проблему.

Больше о пробеге никто не говорил. Вот спасибо, что вы вспомнили.

Юлия Майорова.



Следите за нашими новостями в удобном формате