Изобретательный пчеловод

Изобретательный пчеловод

Юрию Степановичу Абрамову скоро 80. Большую - и лучшую - половину своей жизни он дружит с пчелами. Пчеловод считает, что, возможно, трудолюбивые насекомые помогают и ему поддерживать себя в рабочей форме, несмотря на все прибывающие годы. Впрочем, долгожители среди пасечников встречаются почаще, чем среди остального российского населения. Немало, пожалуй, найдется среди пчеловодов и тех, у кого крупнее пасеки и соответственно больше сбор меда. Хотя и Абрамов без меда не живет, получая в среднем от каждой из своих десяти рабочих пчелосемей по 15 - 18, а в самые лучшие годы и до 20 килограммов замечательного меда.
Не только в поселке Разино, но и во всей лесной округе вряд ли отыщешь пасеку, где было бы столько хитроумных механизмов и приспособлений, облегчающих труд пчеловода. Какие-то из них Абрамов придумал сам и сделал еще в относительно молодые годы. А большая часть усовершенствований появилась в то время, когда возраст уже давал о себе знать, и пчеловод все чаще стал использовать изобретения, чужие и свои. Однако советы и рекомендации других пасечников никогда полностью Абрамова не удовлетворяли, и он часто внедрял свое.
К примеру, давно известна роевница, куда собирается вылетевший из улья и привившийся в том или ином месте рой. Иногда он облюбовывает ветку дерева на большой высоте, и пчеловод, чтобы достать его, должен стать верхолазом. Абрамову обезьяньи ловкость и ценность ни к чему, потому что у него имеется роевница собственной конструкции на штативе. С помощью тонких трубочек прямоугольный ящик может подняться на 10 метров и выше, если того потребуют обстоятельства. Ящик-роевница может двигаться не только в вертикальной плоскости, но и в горизонтальной, меняя угол наклона, чтобы пчеловоду удобнее было собирать в него пчел.
В числе других усовершенствований Юрия Семеновича можно упомянуть станочки для изготовления рамок, натягивания на них проволоки и вощины. Вощину он крепит к рамке на проволоку, нагретую специальным прибором. У него также собственный, аккуратный ящичек с подвижной ручкой для переноски рамок с медом, вмещающий их 6 штук. Фирменная воскотопка Абрамова позволяет растопить воск быстро и качественно, причем в немалых объемах. Есть у него также свой собственный стол, похожий на станок или верстак с поддоном и ящичками, на котором он обрабатывает медовые рамки перед помещением их в медогонку.
Кроме того, для подъема улья (точнее, отделения основного его корпуса от дна для очистки) он использует подъемник на велосипедном ходу.
В тесном улье пчелы, постоянно машущие крыльями в процессе превращения цветочного нектара в мед, накапливают большое количество статического электричества. Чтобы освободить их от него, от крышки каждого действующего улья вниз спускается железная цепочка со штырем заземления.
Наконец, сам пчелиный дом у Абрамова изнутри не похож на другие. Наблюдая за пчелами на протяжении десятилетий, Юрий Степанович решил, что лучшее расположение рамок в улье будет не горизонтальным, а вертикальным. Такое расположение рамок, считает он, развивает и укрепляет пчелиные семейства лучше, чем горизонтальное, и в конечном итоге повышает их продуктивность.
Технические новинки не самоцель. Каждая из них служит определенной цели, определенному этапу работы и позволяет пожилому человеку справляться с непростыми обязанностями пасечника.
Увлеченный рационализатор, Абрамов все-таки больше любит не механизмы, а пчел. Любит запах ульев, особенно сильный тихими летними вечерами, когда благоухание разносится по всей пасеке, и дышать не надышаться.
Виктор КУЗНЕЦОВ.

Следите за нашими новостями в удобном формате