Камикадзе на двух колесах

Камикадзе на двух колесах

Нижний Новгород. Канавинский мост. Молодой велосипедист, неспешно нажимая на педали, направляется по крайней левой полосе в сторону верхней части города. Справа и сзади - сплошной автомобильный поток. Перед съездом с моста двухколесное транспортное средство неожиданно сворачивает направо и врезается в дорогущую иномарку. Все живы и вроде бы здоровы. Велосипедист, потирая ушибленные колени, поднимается. Из авто выходит солидный мужчина, расстроенно смотрит на образовавшуюся на машине царапину, меряет парнишку оценивающим взглядом и… сбрасывает велосипед с моста…
Это не анекдот! Так было на самом деле, и подобных ситуаций в Нижнем - пруд пруди! Дискуссии о том, кто виноват - велосипедист или водитель автомобиля, возникают постоянно. "Водители - олени", - кричат велосипедисты. "Байкеры - придурки и камикадзе", - парируют автовладельцы. Вслед за ними это готовы повторить и пешеходы, шарахаясь от велосипедистов, несущихся словно угорелые по тротуарам . А ведь ответы на коронный вопрос "что делать?" уже найдены.
Без прав - не прав
Как известно, новое - это хорошо забытое старое. Как ни ругают сегодня советские времена, а велосипедистам тогда на Руси жилось хорошо. И не только потому, что автомобилей на дорогах было в разы меньше. Просто на каждом велосипеде, как правило, крепился регистрационный номер, а для того, чтобы его получить, водители двухколесных транспортных средств сдавали экзамен по правилам дорожного движения.
- Я вам скажу, что это очень здорово влияло на безопасность, - утверждает исполнительный директор фонда "Нижегородский кремль" Сергей Косарев. - Во-первых, штрафы за отсутствие госномера тогда были солидные, во-вторых, о правонарушениях сообщали начальству провинившегося. Эти проблемы решались через товарищеские суды, месткомы и профкомы. Ну и количество аварий с участием велосипедистов было ничтожным - всего два-три случая в год.
Эта система действовала с 1972 года и просуществовала до конца 80-х. После эту "обузу" с велосипедистов сняли, и теперь многие из них просто не знают правил дорожного движения, вот и попадают под колеса. Впрочем, теряются от подобного соседства и сами автомобилисты - это уже камень в огород автошкол.
Куда податься байкеру?
Если уж на широкой дороге автомобилисты с велосипедистами порой не разъезжаются, то что говорить о таких "бутылочных горлышках", как, например, Борский мост через Волгу? В переполненной электричке велосипедист со своим двухколесным грузом просто не поместится (перевозка "великов" на транспорте вообще отдельная тема), и приходится ехать через переправу. И вот тащится велосипедист в гору со скоростью 14 километров в час, а позади - вереница бибикающих автомобилей… Не лучше ситуация и на трассах. Всех сбитых на них "байкеров" не перечесть.
В большинстве развитых стран эту проблему решили, построив для велосипедистов специальные дорожки - и в городах, и за их пределами. Например, таковые имеются в Германии и Нидерландах. В Соединенных Штатах Америки можно без проблем проехать на велосипеде по всему восточному побережью.
А что у нас, в Нижегородской области? Одна-единственная велодорожка, обозначенная соответствующим знаком, - на въезде в Дзержинск со стороны Московского шоссе. Состояние ее удручает, как и обустройство облюбованной велосипедистами дорожки, идущей от остановки "Мыза" в Нижнем Новгороде по откосу парка Швейцария до набережной Федоровского. Но реконструировать последнюю, равно как и делать новые велодорожки, никто не собирается. "Эти объекты не строятся, потому что в них нет потребности, - ответили на наш запрос в Главном управлении благоустройства Нижнего Новгорода. - Погодные условия нашей климатической зоны не позволяют их регулярно использовать, к тому же никто из граждан и инициативных групп не обращался к нам с такой просьбой".
Велик не волк, но может и убежать…
Кроме единственной на весь регион велодорожки есть в Дзержинске и еще одно удивительное явление - велостоянка. И не где-нибудь, а в местном противотуберкулезном диспансере! "Парковочка", рассчитанная на пять-шесть мест, появилась после того, как главный врач диспансера Алексей Калигин побывал за границей. Теперь на двухколесных "конях" в диспансер приезжают и пациенты, и врачи.
В претендующем на столичность Нижнем Новгороде подобного сервиса днем с огнем не сыщешь, в том числе и в новых торговых центрах. Местные инициативные велосипедисты даже собрались проехаться по супермаркетам и оставить свои автографы в книгах жалоб и предложений.
- Почему бы не сделать при магазинах специальные камеры хранения? - предлагает известный нижегородский велотусовщик Игорь Бабин. - Мы готовы оставлять там велосипеды за разумную плату. Нельзя же просто так бросить на улице устройство, которое стоит больше, чем иной автомобиль? (Цена велосипеда может достигать нескольких тысяч долларов. - А.П.) Делов-то - убрать четыре парковочных места и поставить там железную балку, повесить дополнительную видеокамеру.
Стоимость подобного нововведения рассчитали студенты Нижегородского государственного университета имени Н.И.Лобачевского.
- Наши ребята давно агитируют руководство вуза построить велостоянку, - рассказывает председатель студенческого совета финансового факультета ННГУ Артем Ефимов. - Ведь в университете учится несколько сотен велосипедистов. В основном это жители верхней части города. У нас есть два варианта проекта. Большая стоянка на 40 - 50 мест в студенческом городке на проспекте Гагарина, оснащенная камерами видеонаблюдения, обойдется в 100 тысяч рублей. Пять маленьких стоянок при различных факультетах университета без охранной системы - в 60 тысяч рублей.
Руководство вуза это предложение поддержало на том условии, что ребята сами найдут спонсоров. Тогда студенты отправили свой проект на конкурс Потанинских грантов. Нижегородская идея вошла в пятерку лучших в стране, но… увы, гранты на 200 тысяч рублей отправились в другие вузы. Пробовали студенты договориться с молодежным парламентом - все тщетно. Не увенчались успехом и переговоры с веломагазинами.
А воз и ныне там…
В Нижегородской области на учете ГИБДД стоит свыше 985 тысяч автомобилей, ежегодно регистрируется несколько десятков тысяч машин. Изо дня в день жители большого города задыхаются в пробках. Развитие велодвижения в такой ситуации - настоящая "палочка-выручалочка". Для этого нужно либо строить велодорожки, либо вводить обязательную регистрацию велосипедов и в любом случае организовывать велостоянки. Но нижегородские чиновники, похоже, не считают это решением проблемы.
Анна ПОМЕРАНЦЕВА.

Статистика
В 2008 году в нижегородских магазинах было куплено свыше 10 тысяч горных велосипедов, а всего в городе (по неофициальным данным) насчитывается примерно 150 тысяч "байкеров". По информации ГИБДД, в 2008 году в регионе произошло 6 тысяч аварий, более 200 из которых - с участием велосипедистов. Причем 102 аварии произошли по их вине. Чаще всего сбивают велосипедистов, пересекающих проезжую часть в неустановленном месте.

Мнения
Игорь БАБИН, велосипедист:
- В правилах дорожного движения есть статья, посвященная велосипедистам. Там говорится, что мы должны ездить как можно ближе к правой части дороги, а перекрестки преодолевать пешком, неся велосипед на руках. Еще добавилось новое правило: можно, не создавая помехи движущемуся транспорту, объезжать машины, стоящие на обочине. Ездить по тротуару запрещено. Но представьте себе, например, площадь Лядова. Как велосипедисту преодолеть ее, не нарушив закон? Он должен слезть с велосипеда, забраться на тротуар и сотню метров идти пешком, затем взгромоздить транспортное средство на себя, спуститься в подземный переход, потом подняться и идти еще сотню метров, потому что там везде ограждения.
Ирина ФОМИНА, жительница Нижнего Новгорода:
- Основная проблема - это отношение общества к велосипедистам. Пока их считают чудаками, не будет ни парковок, ни дорожек. Нужно пропагандировать катание как стильное и модное увлечение, как отличный способ набрать физическую форму. Ведь у нас есть велосообщества, туристы, специализированные магазины и прокаты. И когда количество людей, пользующихся велосипедом хотя бы по выходным, заметно вырастет, строительство велодорожек и парковок само собой выйдет на первый план.

Это интересно
22 сентября во всем мире отмечался Международный день без автомобилей. Его цель - обратить внимание людей на проблемы загрязнения воздуха в городах. В этот день водителям предлагалось отказаться от поездок на своих машинах в пользу общественного транспорта, велосипедов и прогулок пешком.


Следите за нашими новостями в удобном формате