Глава Роспотребнадзора Анна Попова рассказала о том, когда можно будет ходить без маски

Глава Роспотребнадзора Анна Попова рассказала о том, когда можно будет ходить без маски

Мы привыкли думать, что известная всем пьеса Шекспира «Ромео и Джульетта» о любви. Но глава Роспотребнадзора Анна Попова рассказала о ином прочтении известной трагедии. 

Оказывается, Шекспир писал об… эпидемиологии. Ведь монах, спешивший с письмом к Ромео, не смог вовремя добраться до Мантуи из-за карантина. В городе свирепствовала чума, и вместе с другим монахом брат Джованни застрял, как бы мы сейчас сказали, в изоляции. Их не выпускали – второй монах вынужден был ухаживать за чумными больными. А передать письмо с кем-то другим тоже было невозможно: люди боялись заразы. Словом, если бы не карантин, Ромео получил бы письмо вовремя и узнал бы, что Джульетта жива и скоро проснется...

Во время онлайн-конференции главный санитарный врач Анна Попова целый час отвечала на вопросы журналистов со всей страны. Все они были связаны с текущей эпидемией коронавируса.

Куда пропадают антитела

Каждая встреча с вирусом оставляет иммунный ответ – это бесспорные данные. Наш иммунитет имеет три необыкновенные функции, которые нас спасают – он способен, во-первых, распознавать, во-вторых, убивать чужеродный агент и, в-третьих, запоминать эту встречу, чтобы в следующий раз не тратить время на распознавание, а уничтожать вирус в организме максимально быстро. Это и есть иммунный ответ.

– Говорить о том, что антитела в крови исчезают – некорректно,  – убеждена Анна Попова. – Да, их число может снижаться, но они остаются. Нашему организму не нужно постоянно держать в крови очень большое количество антител, когда уже опасность миновала и не нужно бороться с вирусом. Поэтому при любой инфекции после выздоровления их количество в крови падает. Это происходит при кори, дифтерии, паротите… Но всегда есть пик по количеству антител.

Сегодня очень важный вопрос связан с тем, как происходит подсчет количества антител. Для этого нужен инструмент – в данном случае это тест­-система на определение иммуноглобулинов. Они разные. Все знают, что есть весы механические, а есть электронные. На первых разницу в 10 грамм нельзя увидеть. Точно так же и здесь – чувствительность тест-систем очень отличается. Первые  были разработаны для высокого титра антител у переболевших людей. Но если титр антител упал, то такая тест-система их может уже не увидеть. Еще одна проблема: существующие тест-системы работают в разных единицах измерения. Когда мы встречаемся с вирусом, у нас вырабатывается целый пул антител, так как в вирусе они разные. Какой ответ, на какой антиген ищет система, это можно понять, если внимательно прочитать инструкцию.

Таким образом снижение уровня антител к COVID-19 не означает, что у человека пропадает к нему иммунитет. По разным оценкам, от 3 до 5 процентов населения могут вообще не вырабатывать защиту от инфекции, – отметила главный санитарный врач. – Главный вопрос, который стоит перед всеми учеными мира, сегодня – какой титр, то есть выявляемое количество (антител) – является защитным. Пока этого  абсолютного знания не имеет никто, – заявила главный санитарный врач. –  Также стоит понимать, что все постпрививочные титры находятся внутри интервала 1:100. Например, защитный поствакцинальный титр к полиомиелиту 1:8, для кори 1:20-40.

О повторном заражении

Анна Юрьевна прокомментировала ситуацию, когда бывший вирусолог «Вектора» из Новосибирска Александр Чупурнов повторно переболел коронавирусом и сделал вывод, что коллективный иммунитет к коронавирусу не формируется.

– Эпидемиологическое расследование именно этого случая проведено. В мире описано всего 24 случая повторных заражений. В России мы ведем специальный контроль всей информации, и у нас нет пока ни одного достоверного подтверждения – и в ситуации с заболевшим вирусологом также не выявлено повторного заражения. Если учесть, что заболевших уже 60 миллионов и всего 24 случая повторно – это очень низкий показатель.

Что такое постковидный иммунитет? 

– Мы знаем об инфекции десять с небольшим месяцев. Европейские страны и того меньше – чуть больше семи месяцев. Между тем идет пристальное наблюдение за формированием популяционного иммунитета. В трех государствах на планете проведены масштабные исследования. Институты Роспотребнадзора тоже ведут такие исследования в 26 регионах. На первом этапе в июне в нем приняли участи 76 тысяч человек. Второй этап был в конце августа, а сейчас мы начинаем третий этап. Стараемся наблюдать тех же самых людей. На втором этапе к нам вернулись около 70 процентов испытуемых, а это очень много. Мы видим определенное нарастание титра антител у переболевших в течение 30–40 дней, потом происходит стабилизация, затем их количество уменьшается. Но количество людей, у которых титр антител выделяется даже на низких уровнях, увеличивается, то есть число людей с иммунитетом растет, – рассказала Попова.

Что касается мутаций, то в Управлении Роспотребнадзора ведут очень пристальное наблюдение за вирусами, циркулирующими на всей территории нашей страны. Это дает возможность вовремя увидеть, происходят ли в коронавирусе и в других вирусах опасные изменения. На сегодняшний день они в вирусе есть, некоторые из них закрепляются, но никак не меняют его поведение по отношению к человеку. 

Лучше привиться

– Что касается вакцинирования. Прививаться надо обязательно. Сомнений быть не должно. Как только появится такая возможность, призываю всех сделать это. Вакцинироваться лучше, чем переболеть. Мы надеемся, что прививочная кампания от COVID-19 начнется очень скоро, в заявленные сроки, так как только вакцина способна кардинально переломить ситуацию в данном случае. Это очевидно для нас, эпидемиологов, – отметила Анна Юрьевна. 

Российская, советская вакционология имеет очень хорошую историю и исторические результаты, которые признаны во всем мире. Практически весь прививочный национальный календарь обеспечивается российскими вакцинами. От кори, дефтерии, столбняка, туберкулеза, полиомиелита, от паротита, краснухи, гриппа мы прививаем отечественными препаратами, и все они работают очень хорошо.

–  Нет никаких оснований думать о том, что и сегодня разработанные вакцины – три или  их разработают четыре, или больше – будут иметь какой-либо изъян, этого просто не может быть. Учитывая то, что те, кто их разрабатывает, занимается этим профессионально и достаточно долгие годы, также не стоит забывать о том, что существует достаточно жесткий контроль вывода вакцин на рынок, – заверила главный санитарный врач.

Высокое качество отечественных вакцин связано еще и с тем, что в России наука остается государственной сферой, в том числе это касается организаций, занимающихся разработкой вакцин от коронавируса – напомним, это центр «Вектор», институт имени Гамалеи и институт имени Чумакова.

– Однако стоит понимать, что ни одна вакцина в мире не защищает от встреч с возбудителем, против которого она работает. Прививка не создает преграду для проникновения инфекции в организм. Это не скафандр! Вакцина защищает от тяжелого течения и летального исхода заболевшего. Для этого проводится иммунизация. Мы прививаем от гриппа и ежегодно видим, что среди переболевших два-три процента – это люди привитые. Но у нас нет погибших и тяжелых среди тех, кто вакцинировался от гриппа. Новые вакцины (от COVID-19) ориентированы ровно на такую же защиту, – говорит Анна Попова.

По ее словам, пока не началась вакцинация от ковида, надо принять как данность сегодняшнюю ситуацию и защитить себя и близких простыми (да, может, и не самыми удобными), но действенными способами, такими как мытье рук, ношение масок.

 – Нам придется соблюдать санитарно-эпидемиологические правила как минимум до наступления теплой весны, – подытожила Анна Попова.

Актуальный вопрос

– Если человек переболел коронавирусом или уже привился и у него есть антитела, почему тогда он должен сидеть на карантине в течение двух недель?

– В основе коронавируса лежит РНК, так же как у вирусов герпеса и иммунодефицита человека. Это значит, что иммунитет не стерильный, то есть вирус может жить в организме, а человек при этом не заболевает и у него нет клинических проявлений болезни. Вирус может быть на слизистой носа и на задней стенке глотки. Таким образом, человек, проконтактировавший с заболевшим, может быть источником инфекции для окружающих. Насколько он опасен, в каком количестве «контактный» выделяет вирус – это пока дискуссионные вопросы, на которые еще предстоит ответить, – отмечает Анна Попова.

Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате