Начав готовить праздничный ужин (у Елены с мужем должен быть юбилей – 25 лет совместной жизни), нижегородка вспомнила, что не купила икры на праздничный стол. Решила исправить ситуацию и докупить необходимое в одном из сетевых магазинов, который располагался в соседнем доме.
Послали по инстанциям
– Оказалось, что икра там даже со скидкой, – поделилась Елена. – Поэтому я взяла несколько баночек и пошла к кассе.
И только оплатив банковской картой покупку и проверив чек, нижегородка увидела, что икру ей пробили за цену большую, чем стояла на ценнике. Возмутившись, она подошла к кассиру и сказала, что хочет вернуть товар. Та позвала администратора.
– Ждать пришлось минут десять. Администратор пришла и попросила показать, где я взяла икру. Забрав там ценник, повела меня к другой кассе, где я еще раз вставила карту в терминал и ввела пин-код. После этого сказала, что ждать возврата средств нужно в течение пяти дней, хотя икру у меня забрали сразу, – рассказала Елена.
Но ни в течение пяти и даже десяти дней, по ее словам, деньги на карту так и не вернулись. Когда она снова обратилась в магазин и напомнила о возврате, ей посетовали, что ничего сделать не могут. «Перечисляет деньги банк. Почему он их задерживает? Нам неизвестно. Идите в банк, с ним разбирайтесь», «отфутболили» женщину в магазине.
Звонок в банк также ничего не прояснил. Там аргументированно растолковали, что, если в онлайн-банке возврат средств не зафиксирован, значит, магазин отмену операции не произвел.
– Куда обращаться? И что делать в такой ситуации? – спросила Елена, рассказав свою неприятную историю, в которую попала.
Спор решается в суде
По словам начальника отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Нижегородской области Нины Цветковой, отношения с магазином нужно формализовать, написав туда претензию. В ней в свободной форме рассказать, что произошло, сообщить, что товар возвращен, и потребовать обратно деньги. К заявлению необходимо приложить выписку из банка. Она станет подтверждением, что деньги не пришли обратно на счет.
– В таких случаях фиксировать надо все письменно, потому что ситуация такова: товар возвращен, а свидетель только сотрудник магазина, – говорит Нина Цветкова. – Кассир с карты покупателя деньги сняла и все. А должна была быть отменена операция. Ее может заказать либо потребитель, либо банк. В данном случае магазин должен подтвердить, что товар ему возвращен.
Начальник отдела защиты прав потребителей регионального Управления Роспотребнадзора отметила, что заявление на возврат средств нужно писать в двух экземплярах сразу, как в этом возникла необходимость: деньги сняли, а товар оставлен в магазине. Если сразу обращение не написано, то его направляют в адрес продавца заказным письмом с уведомлением по Почте России либо вручают лично под подпись ответственному лицу. Это позволит зафиксировать дату и иметь основание контролировать срок исполнения требований.
Причем чек и на покупку товара, и возврат средств не нужно выкидывать. А если деньги не поступили обратно на банковскую карту, то нужно писать второй раз претензию. Прикладывать к ней выписку из банка, что транзакции на возврат не было.
Деньги за некачественную услугу, а она является таковой, поскольку вам предоставлена недостоверная информация о цене, должны быть возвращены на счет в течение десяти дней. А если ваши кровные «потеряются», то потребовать их обратно можно через суд. Там вы имеете право заявить неустойку за пользование денежными средствами за каждый день просрочки, потребовать выплату морального вреда.
Кстати
Как сообщили в Управлении Роспотребнадзора, отсутствие кассового или товарного чека не является основанием для отказа продавцом или производителем в удовлетворении требований покупателя. Об этом говорит пункт 5 статьи 18 закона о защите прав потребителей и статья 493 Гражданского кодекса России.
Особенно актуально это при дистанционных продажах, которые сейчас становятся все более популярны. Хотя бывает, что и выданный в магазине чек уже через месяц-
два бывает не пригоден. Вся информация на нем стирается.
– В подтверждение факта заключения договора и его условий потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания. При дистанционных способах продажи товаров, когда используются средства удаленной связи, а оплата осуществляется потребителем посредством безналичных и электронных расчетов, факт покупки может быть подтвержден выпиской с банковского счета об авторизации и о совершении транзакции с указанием получателя платежа, итогов дебетовых и кредитовых операций и тому подобное. А также иными документами, подтверждающими перевод денежных средств, - сообщили в Управлении Роспотребнадзора по Нижегородской области.
Светлана Муратова.