Во время пандемии, с марта по декабрь, в центре и окнах «Мой бизнес», которые открыты в бизнес-инкубаторах уже в 31 муниципалитете из 52, обработано больше 140 тысяч обращений. Об этом на круглом столе «Предпринимательство. Пространство для взаимодействия» сообщила начальник отдела развития предпринимательства министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Ольга Бронцева. По ее словам, люди знали, что могут обратиться и обращались.
Указ меняют под ситуацию
– Этот ресурс на сегодняшний день безграничен: мы можем работать как на прием, так и на обратную связь, можем распространить по базе необходимую информацию, сделать опрос, – заметила Ольга Бронцева.
Такая система, по ее мнению, позволила оперативно решать возникающие проблемы и «запустить» новые меры поддержки. А это субсидии на оплату труда работникам, их выделено более 500 млн рублей, 710 компаний получили возмещение на оплату коммунальных услуг в размере 177 млн рублей. Выделены деньги на установку видеонаблюдения в салонах красоты… Для нижегородских предпринимателей разработаны и другие меры поддержки.
Как заметила генеральный управляющий загородного клуба «Ильдорф» Ирина Худайбердыева, которая рассказала о проблемах загородных объектов, областные меры поддержки, действительно, уникальные.
– Мы общаемся с загородными объектами других регионов: Крыма, Сочи, Подмосковья. И такой поддержки нет нигде, – сообщила Ирина Худайбердыева. – Это реальная помощь.
Но, чтобы их получить, надо было работать на общественных работах. При этом, по ее словам, муниципалитеты не помогали никак, а наоборот, вставляли «палки в колеса». Они давали очень сложные участки: кладбища, свалки, которые приходилось убирать без всякой техники. Поэтому складывалось ощущение, что муниципалитеты делают все, чтобы компании субсидиями не воспользовались.
Похожая ситуация и с предоставлением документов на возмещение коммунальных услуг. Она объяснила, что у загородных объектов нет централизованной системы: у кого-то котельная на мазуте, кто-то отапливается газом, а воду получает из скважины. Такие нюансы в указе не прописаны, поэтому муниципальные чиновники по своему желанию либо брали документы, либо отказывали в возмещении.
– Субсидии за июнь–июль мы начали получать только в ноябре. И муниципалитеты отвечают, что финансовая помощь начнется в конце января, в феврале. И у нас нет понимания, как строить планы доходов и расходов, – поделилась Ирина Худайбердыева. – Хотелось бы создать рабочую группу и все проблемные вопросы проговорить.
По словам Ольги Бронцевой, указ меняется практически каждую неделю. Все зависит от того, с какими проблемами предприниматели обращаются, поэтому вопрос по ЖКХ решаемый. Сотрудники принимают обращения круглосуточно. И если в указе чего-то не хватает, то нужно внести поправку.
– Если вы видите какое-то недостающее звено, давайте вместе работать, – сказала Ольга Бронцева.
ОКВЭД препятствия
Как заметил член правления Торгово-промышленной палаты Нижегородской области Денис Лабуза, к сожалению, для многих компаний областные меры поддержки стали единственными, поскольку федеральные до них не доходят. Почему-то федеральную поддержку получили такие компании, как «Макдональдс», но без нее остались промышленные предприятия.
Неправильно, по словам уполномоченного по правам предпринимателей Павла Солодкого, что помощь федерации строилась на ОКВЭДах (общероссийских классификаторах видов экономической деятельности). В результате половина нижегородских предприятий индустрии красоты так и не получили бюджетной поддержки, хотя это одна из наиболее пострадавших отраслей.
Да, по его словам, нижегородский губернатор принял решение давать помощь всем пострадавшим компаниям. Однако часть предпринимателей просто не успела сориентироваться и подать заявку в налоговой инспекции, так как сроки были сильно ограничены.
Ввела федерация и другие новшества. Например, в связи с масштабными изменениями законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения выросли для предприятий тарифы за слив в канализацию. С 1 января 2021 года в России отменяется действие единого налога на вмененный доход (ЕНВД). В итоге индивидуальные предприниматели и организации до 31 декабря должны выбрать другие специальные налоговые режимы, что создает дополнительные сложности для ведения бизнеса и увеличивает налоговую нагрузку.
Поднимался вопрос по отсрочке арендных платежей. По мнению Павла Солодкого, необходимо ее либо продлить, либо эти деньги простить малым и средним предприятиям, так как они еще не оправились от кризиса.
– Пока не закончили с коронавирусом, ухудшение условий ведения бизнеса надо запретить, считает уполномоченный по правам предпринимателей.
Светлана Муратова. Фото Александра Воложанина.