С января этого года в области активно реформируется система местного самоуправления.В районах жители большинства поселений уже высказались за преобразование муниципалитетов путем их объединения. Своей точкой зрения по этому поводу поделился губернатор Валерий Шанцев.
- Чем вызвана необходимость такого объединения? Что это даст населению?
- В начале 2009 года в области насчитывалось 662 муниципальных образования, в том числе 4 городских округа, 48 муниципальных районов, 610 поселений (78 городских и 532 сельских). Область включена в перечень субъектов РФ, относящихся к территориям с высокой плотностью населения, поэтому в сельских поселениях в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ базовой должна быть норма не менее 3000 человек. До проведения преобразований в области из 610 поселений этой норме соответствовало лишь 101 поселение. А в 79 поселениях численность населения составляла и вовсе менее 500 человек. У территорий с таким малочисленным населением фактически нет никакой налогооблагаемой базы и материальных ресурсов. Как правило, все эти муниципальные образования добровольно передают свои полномочия на уровень района. И когда население обращается к местным властям, те разводят руками: мол, полномочия мы передали, какой же с нас спрос? Кроме того, в ситуации, когда полномочия по развитию социальной инфраструктуры закреплены за местным органом власти, а фактически все делает район, получается, что район тратит свои средства не на свои полномочия. Это приводит к тому, что возникают вопросы, связанные с нецелевым использованием финансовых ресурсов. Приходится изобретать схемы, которые только затрудняют работу.
Да это просто невыгодно и самому населению - во многих образованиях до 90 процентов и без того скудных средств тратятся на содержание власти, которая фактически беспомощна. Я неоднократно сталкивался с такими явлениями. Зачем же населению такой уровень власти, который ничего не способен решить самостоятельно? Поэтому, на мой взгляд, процесс объединения муниципальных образований назрел логически. Да и закон этого требует.
- Каковы же итоги объединения поселений? Насколько оно было поддержано жителями?
- С января по август 2009 года прошло голосование по преобразованию в 47 муниципальных районах области. Населением районов приняты решения об объединении 346 поселений в 143. В результате количество муниципальных образований сократилось с 662 до 459. В настоящее время структура органов МСУ включает в себя 48 муниципальных районов, 4 городских округа и 407 поселений - 77 городских и 330 сельских.
Процесс шел в полном соответствии с законом: проводилось голосование, причем явка там была выше, чем на выборах, - от 60 до 90 процентов, а поддержка объединения поселений - от 70 до 90 процентов избирателей. Теперь граждане вправе ожидать от органов МСУ вновь образованных поселений более эффективной работы. Мы объясняем людям, что власть от них не уходит, а, наоборот, поворачивается к ним. Повысить уровень и качество обслуживания населения только из областного центра нельзя. Из районов и укрупненных муниципалитетов это будет делать проще.
- Когда в регионе завершится реформирование системы МСУ?
- Во всех вновь образованных структурах должны пройти выборы. Жителям предстоит избрать 5166 депутатов в представительные органы МСУ. Выборы пройдут 1 и 29 ноября, 13 декабря 2009 года, 14 марта 2010 года. Проведение выборов в органы МСУ намечено в 429 муниципальных образованиях области, в том числе в 44 муниципальных районах, 4 городских округах, 381 поселении. После избрания представительных органов будут избраны 417 глав местного самоуправления (в 12 муниципальных образованиях избираются только депутаты). Кроме того, будут назначены главы администраций муниципальных образований по контракту, заключаемому в результате конкурса. После этого процесс реформирования органов местного самоуправления в целом можно будет считать завершенным. У нас в области будет единая структура власти.
Схема, когда глава МСУ избирается из числа депутатов, а глава администрации работает по подписанному на срок его полномочий контракту, более управляема и контролируема, прежде всего самим населением. Когда люди выбирают главу МСУ прямым голосованием на 5 лет, а потом никак не могут с него спросить, это порочная практика. С депутатами же глава МСУ будет встречаться хотя бы раз в месяц на заседаниях земского собрания. Согласитесь, не дело, когда всенародно избранные главы администрации куда-то исчезают, как это случилось в Кулебаках. Полтора года мы управляли районом "в ручном режиме" из областного центра. При новой схеме все намного проще, открытее. Депутатов избрали люди, каждый депутат встречается с населением, может объяснить, как он работает, как работает избранный депутатами глава МСУ. Работает плохо - депутаты вправе избрать другого, и не надо тратить деньги на внеочередные всенародные выборы. У нас есть главы, которые ничего не делают, а весь свой ресурс направляют только на то, чтобы славить себя через СМИ.
- Каковы положительные аспекты преобразования сельских поселений?
- Люди выиграют, получив действенную власть, которая непосредственно займется всеми их жизненными проблемами. И будут иметь с нею прямой диалог - без посредников, которые ничего не делают.
Кроме того, укрупняются ресурсы. Раньше они были разбросаны, уходя в основном на зарплату служащих муниципалитетов. С уменьшением количества муниципальных образований сокращается и количество людей, работа которых оплачивается из бюджета. Эти средства будут направлены на благоустройство, образование и так далее. За счет увеличения финансовых ресурсов у районов и крупных муниципальных образований появится возможность заняться инфраструктурой, строить, ремонтировать, создать конкретные программы развития, как это сделано в областном масштабе.
Повышается и оперативность в решении хозяйственных вопросов. Потому что появляется отвечающий за это глава администрации. Будет четкая, понятная вертикаль ответственности: кто с кого должен спрашивать, кто за что отвечать. Многие говорят, что глава администрации и глава МСУ начнут спорить друг с другом. О чем спорить, если у них разные функции? У одного задача - собирать и проводить земские собрания, руководить работой депутатских комиссий, контактировать с другими муниципалитетами и органами госвласти. Другой должен заниматься благоустройством, здравоохранением, образованием.
- На ноябрь запланировано проведение голосования по объединению в единый городской округ всех поселений Борского муниципального района. В чем преимущества округа?
- В Борском районе этот вопрос сами власти решили уже давно. Сейчас фактически происходит оформление этого решения. С 1 января 2008 года поселения передали Борскому муниципальному району полномочия по всем 10 основным вопросам местного значения. Все эти функции несет на себе районная власть. Возникло логичное желание убрать формальные муниципальные образования, которые остались вообще без всяких функций.
Считаю, это делается правильно. Борский район - самодостаточный, ему хватает собственных ресурсов, он еще является донором областного бюджета. Сейчас на районном уровне там хотят сформировать единый бюджет, который будет работать на каждое поселение. Образование единого городского округа улучшит управляемость территорией, оптимизирует бюджетную политику и структуру управления, снизит затраты на содержание аппарата, повысит инвестиционный потенциал территории. Ожидается, что в результате затраты на управленческий аппарат в районе снизятся более чем на 27 млн рублей, а общее количество депутатов представительных органов МСУ района и поселений сократится со 119 до 36. В результате будет выстроена более эффективная власть для развития социального уровня и уровня обслуживания всех поселений района. Мы будем внимательно наблюдать за тем, как будет развиваться ситуация, но посыл, на мой взгляд, абсолютно правилен. Администрация района сознательно берет на себя ответственность за весь район, и голосование покажет отношение населения к этому. Мы приветствуем то, что происходит на Бору, но считаем, что этого нельзя делать в тех районах, которые не являются самодостаточными, у которых таких ресурсов не хватает.
Подготовил Олег СУХОНИН.