С пенсионеров потребовали плату за отказ от услуг

С пенсионеров потребовали плату за отказ от услуг

За техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования и счетчика газа семья пенсионеров в одном из домов Автозаводского района платит ежемесячно 75 рублей. По словам Пелагеи Степановны Шибановой, это больше, чем ее сестра, проживающая в Сормове, хотя у той, помимо плиты, есть еще и газовая колонка.

Платят за воздух?

– Какое может быть обслуживание счетчика, его нам компания «СаяныЭнергоСервис» заменила в декабре 2019 года?  За что ей еще деньги платить, – недоумевает пожилая женщина. 

Ее 80-летний супруг Владимир Сергеевич показывает строчку из паспорта прибора учета газа, где черным по белому написано, что в течение срока эксплуатации счетчик не требует специального технического обслуживания.

– В правилах продажи отдельных видов товаров сказано, что продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, в установленном порядке проводить их метрологическую поверку, – цитирует он документы.

Оказалось, что счетчик газа 2012 года выпуска, но отремонтированный и поверенный 28 июня 2019 года продала пенсионерам все та же компания «СаяныЭнергоСервис». А до этого заключила с ними абонентский договор «на техническое обслуживание узлов измерения расхода ресурсов». По словам Владимира Сергеевича, он считал, что подписывает договор на обслуживание внутриквартирного газового оборудования. Этого в обязательном порядке требует законодательство, и без данного документа поставщик газа может доступ к ресурсу перекрыть!

– Муж ходил в «НижегородЭнергоГазРасчет», и там ему сказали, что прежний договор, который был заключен в 2017 году, уже не действителен, – объяснила Пелагея Степановна.

Однако в середине мая 2020 года пожилые люди узнали, что прибор учета газа дает утечку. Об этом их проинформировала другая компания, которая пришла проверять внутридомовое газовое оборудование. А чтобы трагедии не произошло, заменила (разумеется, платно!) газовый шланг и кран, перекрывающий подачу голубого топлива.

После этого супруги решили расторгнуть договор с компанией «СаяныЭнергоСервис», посчитав ее услуги неудовлетворительными. И тогда выяснилось, что договор заключен на обслуживание счетчика. Более того, расторгнуть его можно, только выплатив компенсацию фирме.

Как сказано в договоре, «данный платеж представляет собой не санкцию за отказ от услуги (…), а согласованную сторонами стоимость подключения Заказчика к услугам Исполнителя…». В общем, заключаешь договор – плати, отказываешься от него – тоже плати! «Набежавшая» сумма составила, по данным на 17 декабря прошлого года, больше 850 рублей.

 «В случае неисполнения нашего законного требования ежемесячный платеж по договору будет продолжать начисляться, а также мы будем вынуждены обратиться в суд для защиты наших законных интересов, с отнесением на Вас возмещения неустойки и судебных расходов», – написали в ответ на заявление пенсионеров в «СаяныЭнергоСервисе».

Жалуйтесь на нарушения

По словам Пелагеи Степановны, она готова оплатить «задолженность», если компания от них отстанет. Однако Владимир Шибанов сомневается, что это поможет: уж больно удобно постоянно тянуть с пенсионеров деньги.

Как отмечает адвокат, заместитель заведующего адвокатской конторой № 18 Нижегородской областной коллегии адвокатов Олеся Шулева, любая ситуация с подписанием какого-либо договора – индивидуальна, поэтому в ней необходимо детально разбираться.

Однако если эта семья подписала договор и получила услуги, то за них придется заплатить в случае, если потребитель не был обманут или введен в заблуждение. А вот условие договора, которое запрещает его расторгать, может быть признано сомнительной сделкой, поскольку ограничивает права потребителя. Поэтому адвокат посоветовала супругам Шибановым с жалобой и приложением всех имеющихся документов обратиться в Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области.

– Роспотребнадзор является уполномоченной организацией, которая проводит проверки по факту нарушения прав потребителей, – сообщила наша собеседница. – Если Роспотребнадзор бездействует, то нужно обжаловать их действия в прокуратуре района.

По словам Олеси Шулевой, абонент, а это тот, кто заключил договор, вправе в любое время расторгнуть абонентский договор, направив компании-исполнителю письменное уведомление. В нем важно четко обозначить намерение – отказ от договора с данной компанией, указать свои претензии к качеству ее работ, назвать конкретные недостатки. Кроме того, стоит отметить, когда начинает выполнять работу другая компания.

– Расчет выставленной к оплате задолженности можно проверить на основании договора (количество месяцев действия договора, умноженное на оплату), – сообщила адвокат.

Олеся Шулева отметила, что, подписывая документ, всегда надо смотреть на предмет договора.

– Обслуживание счетчика не является обязательным условием для заключения договора на техническое обслуживание газового оборудования. Но были ли люди введены в заблуждение, в этом должен разобраться Роспотребнадзор, – считает адвокат.

Вместо комментария

По словам начальника контрольно-аналитического отдела Гос­жилинспекции Нижегородской области Михаила Куренкова, в регионе действует больше ста компаний, которые занимаются техническим обслуживанием и ремонтом внутриквартирного и внутридомового газового оборудования. Поэтому нижегородцы могут заключить договор с любой, условия у которой покажутся наиболее удобными и правильными.
– На сегодняшний день реестр этих организаций ведет Государственная жилищная инспекция, – сообщил Михаил Куренков. – Данная деятельность не лицензируемая, она носит заявительный характер. Компания, которая хочет заниматься техническим обслуживанием и ремонтом внутриквартирного и внутридомового газового оборудования и удовлетворяет формальным требованиям, имеющимся в постановлении правительства России № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», направляет нам уведомление. Мы смотрим наличие документов, если вопросов к ним не возникает, включаем в реестр. Компания начинает работать.
Начальник контрольно-­аналитического отдела Госжил­инспекции региона отметил, что в вышеназванном постановлении указан и минимальный, состоящий из 13 пунктов, перечень работ и услуг, которые должна выполнять компания по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового или внутриквартирного газового оборудования. В него входит проверка герметичности соединений и отключающих устройств, разборка и смазка кранов, регулировка процесса сжигания газа, очистка горелок от загрязнений, проверка тяги в дымовых и вентиляционных каналах и так далее.
Проверять газовое оборудование компания должна один раз в год. Стоимость услуг минимального перечня не регулируется и может быть разной у различных организаций. Если вам предлагают заключить договор, то его необходимо обязательно прочитать, уточнить, сколько придется платить и за что.
Михаил Куренков заметил, что заходить в квартиру имеют право, по сути, сотрудники только двух газовых компаний. Одна – обслуживает общедомовое газовое оборудование, которое располагается до вентиля, включая вентиль, вторая – отвечает за кусок трубы и газовый шланг после вентиля, а также газовую колонку и другое внутриквартирное оборудование. 
И если название первой организации необходимо уточнить в управляющей компании, то со второй вы сами заключаете договор, а значит, должны знать, что она из себя представляет.
– Сотрудники коммунальных служб обязаны носить спецодежду и иметь при себе удостоверение, – сообщила на наш запрос пресс-служба Управления МВД России по Нижнему Новгороду. – Если же вы сомневаетесь в личности пришедшего, то стоит позвонить в службу и уточнить, действительно ли есть сотрудник с такими данными. Если информация не подтвердилась, то вы имеете право отказать в приеме.

Светлана Муратова. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате