По некоторым расчетам в России к 2030 году численность выпускников 11 классов увеличится более чем на 40 процентов. В связи с этим Министерство образования и науки увеличивает и количество бюджетных мест в вузах.
Конкурс один к двум
При планировании контрольных цифр приема с 2021 года Министерство считает целесообразным исходить из следующих уровней доступности бесплатного высшего образования: одно очное бюджетное место бакалавриата и специалитета на двух выпускников школ и одно очное бюджетное место по программам магистратуры для трех выпускников программы бакалавриата. Уже известно, сколько всего студентов смогут принять вузы на бюджетные места в приемную кампанию летом 2022 года. Соответствующий приказ подписал министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
На направления бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры, ординатуры выделено 588 044 места для обучения за счет федерального бюджета. Больше всего из них, конечно, достанется бакалаврам – 340 тысяч и магистрам – 124,5 тысячи. По сравнению с предыдущими годами, виден последовательный рост. Так, на текущий 2020/2021 учебный год вузам было выделено почти 542 тысячи бюджетных мест, на следующий 2021/2022 – более 576 тысяч.
Пресс-служба Минобрнауки сообщает: по всем уровням образования число мест увеличилось на 11 561. Наибольшее увеличение произойдет по программам очной магистратуры. Бюджетный прием по ним вырастет впервые за последние 5 лет.
Напомним: с прошлого года министерство распределяет места по новой методике. Сначала ведомство рассчитывает общие контрольные цифры приема по укрупненным группам специальностей и направлений, учитывая потребности регионов в кадрах. Потом свои предложения вносят так называемые «центры ответственности»: отраслевые министерства, госкорпорации ассоциации вузов. После свои объемы КЦП формируют в регионах. Все цифры сводятся, и получается максимально объективная картина.
Также в соответствии с поручением президента РФ Владимира Путина до 2024 года число бюджетных мест будет увеличиваться ежегодно в соответствии с потребностями регионов. В планах ежегодно, вплоть до упомянутого 2024 года, добавлять бюджетные места на медицинские, педагогические и ИТ-специальности.
Это нашло отражение и в цифрах приема на 2022/2023 год. Рекордсменом стало направление «Образование и педагогические науки»: без малого 56 тысяч бюджетных мест для бакалавров и 18 с лишним тысяч – для магистров. На втором месте – «Информатика и вычислительная техника» – более 37 тысяч бюджетных мест для подготовки по программам бакалавриата и почти 10 тысяч – в магистратуре. На третьем месте – и иначе сегодня быть не может – «Клиническая медицина». Здесь на программы специалитета выделено более 28 тысяч бюджетных мест. По направлению подготовки «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» выделено почти 23 тысячи мест для бакалавров и более 5 тысяч для магистров.
Число студентов растет
В Росстате отмечают, что за полвека доля населения с высшим образованием в стране увеличилась в 5,5 раза.
Уровень образования населения продолжает расти, о чем свидетельствуют переписи населения: в 1959 году на тысячу человек старше 15 лет приходилось около 40 обладателей дипломов вузов, в 1979-м – около 80, по переписи 2010-го – 221 человек и по микропереписи 2015 года – уже 227.
Растет и доля студентов высших учебных заведений. В середине прошлого века на 10 тысяч всех россиян приходилось 120 – 130 студентов. К началу XXI века этот показатель вырос до 320 – 330, в 2010 году – до 480 – 490. Затем отмечается сокращение, поскольку оканчивали школы и поступали в вузы молодые люди 90-х годов рождения. Так, число обучающихся в 2019/20 учебном году было на 14,2% меньше, чем в 2000/2001. При этом наибольшее падение численности студентов наблюдалось в частных вузах – почти на 30%, в государственных – на 17%.
В Нижегородской области наблюдалась следующая картина: число обучающихся в вузах в 2019/20 учебном году было на 53,7% меньше, чем в 2009/10. Наибольшее сокращение наблюдалось в частных вузах – почти на 94,9%, в государственных – на 46,4%.
По словам заведующей научной лабораторией «Количественные методы исследования регионального развития» РЭУ имени Г.В. Плеханова Елены Егоровой, в последние два-три года число поступающих начало расти, что и продолжится некоторое время. Надо понимать: на показателях отразилась и наша история с демографическими ямами – последствиями Великой Отечественной войны. Поэтому, говоря о росте или падении численности студентов, это всегда стоит учитывать.
В 2019/20 учебном году на очной и очно-заочной формах в России обучалось 2568 тысяч студентов, в 2017/18 – 2515 тысяч, в Нижегородской области в 2019/20 учебном году на очной и очно-заочной формах обучалось 83,5 тысячи студентов, в 2017/18 – 88,2 тысячи.
А вот как распределяются профессиональные интересы поколения Z – 27,6% молодых людей обучаются по группе специальностей «Инженерное дело, технологии и технические науки», 24,5% – «Экономика и управление», 12,9% – «Юриспруденция», 10,1% – «Образование» и 4,7% – «Здравоохранение и медицинские науки». По данным последних лет, произошло небольшое перераспределение в сторону технических и медицинских специальностей, отмечает Елена Егорова.
Вместо комментария
Как рассказала консультант отдела науки высшего и среднего профобразования министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ирина Зверева, по сравнению с прошлым годом количество бюджетных мест в вузах региона на 2021/2022 год увеличено на 15 процентов, что дает абитуриентам хорошие шансы на поступление.
Кстати
Новые выводы о целях и возможностях россиян получать определенное образование позволят сделать экспертам данные ближайшей Всероссийской переписи населения, которая пройдет в апреле текущего года. Каждый житель страны сможет сообщить, какое у него образование, имеет ли он ученую степень кандидата или доктора наук. Также респондент сможет рассказать об обучении по дополнительным образовательным программам, в том числе в рамках профессиональной переподготовки. Это позволит более эффективно оценивать квалификации жителей страны и формировать ориентиры для развития системы общего и профессионального образования.
Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.