25 октября отметил свой 50-летний юбилей тренер вратарей ФК "Нижний Новгород" Андрей Львович Сергеев. Болельщикам со стажем он знаком как надежный страж ворот дзержинского "Химика", а потом и как главный тренер команды.
Отец - форвард, сын - вратарь
- Андрей Львович, вы ведь футболист не в первом поколении?
- Да, мой отец Лев Иванович Сергеев был нападающим "Ракеты" (Горький), "Химика" (Дзержинск). Естественно, я, как начал ходить, сразу увидел мяч.
- Но стали вы вратарем, а не форвардом…
- По подсказке отца. Он сказал: "Сынок, у тебя в воротах получается лучше. И больше шансов будет в основной состав пробиться". В 1975 году, не успев сдать экзамены за восьмой класс, меня вызвали в Тюмень, на выездной матч "Химика". Один из вратарей получил травму, и я заменил его. Мне было тогда 15 лет. А на следующий год я стал основным голкипером "Химика".
- В 1988 году вам, а также Евгению Кошкину и Салавату Галееву, было присвоено звание "Мастер спорта СССР".
- Это звание мы получили за преданность клубу, за стабильные выступления на протяжении десяти лет и за 300 матчей, проведенных в "Химике".
В 1990-м году закончил. Сказалась усталость, ведь играл в течение 12 лет без замен. Чисто физически и морально я был истощен, все же провел около 500 игр в воротах, и уже никто и ничто не могло меня заставить продолжить карьеру.
- Тогда вы иногда выходили на поле в качестве полевого игрока и даже забили гол?
- Было такое, в Казани "Рубину" забил. После прострела удачно сыграл головой на опережение. Правда, проиграли тогда 1:2.
Играли под дулами автоматов
- Однако после завершения профессиональной карьеры вы отправились в Арзамас.
- Да, команда находилась в периоде становления, играла на первенство области, и Владимир Леонидович Дергач позвал меня, можно сказать, играющим тренером.
- А как возникла на вашем горизонте тверская "Трион-Волга"?
- В 1977 году, когда я служил в армии (служил, можно сказать, условно), мы выступали на первенство Вооруженных сил за Московский военный округ. Там и подружился с Виктором Аржаных, который играл в свое время за московские "Красную Пресню" и "Асмарал". После окончания карьеры он стал спортивным директором "Трион-Волги", потом главным тренером и пригласил меня помогать ему. Через год, в конце сезона, мне предложили возглавить команду.
- В Твери у вас играло немало нижегородцев.
- Да, Евгений Кошкин, Олег Кривошеев, Андрей Борисов. У нас же играл и Сергей Головня, позже выступавший за арзамасское "Торпедо" и выксунский "Металлург". В 1993 году мы стали четвертыми в своей зоне второй лиги, а в следующем сезоне дошли до 1/8 финала Кубка России, где нам противостояло московское "Динамо", которое тренировал великий Константин Иванович Бесков. Играли же в составе "бело-голубых" Дмитрий Черышев, Игорь Симутенков и другие звезды. Проиграли 1:2. Конечно, это запомнилось - играть против легендарной команды с легендарным тренером.
- Слышал, приходилось играть и в Грозном?
- Да, такое не забывается. 2 апреля 1994 года. Первая игра нового сезона. Тут нужно было учесть один политический момент. Перед этим Федерация футбола настойчиво советовала ехать в Грозный обязательно. Не ехать, по их словам, было нельзя. Причины? Если не поедем мы, то уже в этом сезоне туда не поедет никто. Чтобы не создавать прецедента, должны были сыграть против "Терека". После сбора в Сочи сразу полетели в Грозный. Город запомнился очень гостеприимными людьми, проблем у нас не возникало никаких. Но когда за 30 минут до матча мы вышли на разминку, по периметру поля стояли люди с автоматами Калашникова в гражданской форме. Это вызывало тревогу.
На 78-й минуте матча при счете 0:0 капитан нашей команды со штрафного метров с 30 забивает гол. Хозяева отыграться не смогли, и мы выиграли со счетом 1:0. Немая сцена. Радоваться, или все - нам конец?.. Надо отдать должное хозяевам. Болельщики проводили нас аплодисментами. От Грозного, от людей осталось очень хорошее впечатление, несмотря на предвоенную обстановку. После игры директор ресторана предложил нам старого, выдержанного сухого вина. Я разрешил футболистам немного пригубить.
- Вскоре вы вернулись в родной "Химик"?
- В середине 90-х в России было трудное финансовое положение, и нашу команду оно тоже коснулось. Деньги закончились. Я же получил предложение от Михаила Ивановича Сенюрина (ныне, к сожалению, покойного) помочь в тренировочном процессе.
Вернулся с удовольствием
- В середине 1996 года вы стали главным тренером "Химика", и игра команды под вашим руководством преобразилась. В чем причины?
- Действительно много тогда работал. Новые методики, много читал специальной литературы по подготовке футболистов. Привез нескольких игроков из Твери. Это давало плоды. Но время было сложное в финансовом плане, и меня хватило только на год. Потом же я забыл про футбол всерьез и надолго (смеется).
- Чем занимались?
- Семейным туристическим бизнесом. Открыли турфирму, которая успешно работает до сих пор. Но все равно тянуло в футбол. В 2008 году принял приглашение Алексея Вавилова помочь в становлении частной футбольной школы. Я с удовольствием вернулся в мир, где мне все знакомо. А в июне поступило предложение от ФК "Нижний Новгород" поработать с вратарями.
- Дети по стопам отца не пошли?
- Нет, футболистами сыновья не стали. Старшему сыну 27 лет. Он довольно-таки успешный бизнесмен. Работает в Нижнем Новгороде. Другой заканчивает ННГУ по специальности "таможенное дело" и весь в учебе. Старшая дочь замужем и живет в Краснодарском крае, а младшая ходит в четвертый класс общеобразовательной школы.
Беседовал Максим БОБРОВСКИЙ.