«Игрушечным» бизнесом Евгений Лухманов, владелец торговой марки «Уланик» из Вознесенского района Нижегородской области, занимается больше десяти лет. Производство игрушки – это у него потомственное: и дед, и отец вырезали матрешек, а затем отвозили продавать их в Москву.
За чистоту бренда
В 90-е годы, когда открылись границы, отец Евгения стал возить игрушки в Польшу и Чехию. После окончания вуза в Чехию помогать отцу уехал и сам Евгений. А десять лет назад (в 2010-м году) они купили старый лесхоз, восстановили его и организовали современное производство деревянной игрушки.
Сейчас у них несколько цехов: токарный, сборочный, покрасочный… Есть пилорама, где распиливают бревна. Затем бруски обтачивают на немецких станках-полуавтоматах. Имеются лазерные станки, на которых выжигают рисунок на игрушке, сушилки, галтовка (там детали игрушек шлифуются).
– Если шлифовать вручную – получается дороже и дольше, – объяснили на предприятии.
Выжигание лазером делают тоже не просто так. Во время пандемии коронавируса игрушки «Уланик» стали продавать в основном через интернет-магазины, в том числе международные. А там необходимо, чтобы изображение в точности соответствовало тому, что покупатель получит на руки. Художницы, которые расписывают авторские матрешки, при всем их мастерстве не всегда могут достичь такой точности.
По словам Евгения Лухманова, до коронавируса 70 процентов их продукции шло за рубеж, и только 30 – распространялось в России. В 2020 году из-за закрытия сувенирных магазинов получилось почти наоборот: 40 процентов изделий идет за рубеж, 60 расходится по России.
– Но это временно,– уверенно говорит Евгений Лухманов. – Мы наверстаем.
Директор компании рассказал, что перед самоизоляцией они купили лицензию на производство игрушек от компании «Дисней» и «Марвел». Теперь на свои игрушки могут ставить их логотип и продавать от их имени в Америку, Канаду и Европу. Правда, перед этим пришлось пройти жесткий отбор, сертифицировать продукцию на безопасность для детей. Например, в «Дисней» проверили все: и краски, и упаковку, и даже форму игрушек...
– Дисней очень заботится о своей репутации, защищая чистоту бренда. Необходимо соответствовать всем нормам пожарной безопасности, российскому законодательству. Проводятся ежегодные аудиты, проверяется в том числе белые ли зарплаты, не использован ли детский труд. И если производство соответствует стандартам «Дисней», они продолжают с нами работать.
По словам Евгения, по лицензии от «Дисней», «Марвел» и «Лукасфильм» («Звездные войны») они могут поставлять свою продукцию в 12 стран. А всего география зарубежных поставок – 44 страны: наши матрешки за границей любят даже больше, чем в России.
– Мы постоянно делаем анализ запросов на игрушки. Что касается матрешки, мы давно с ней работаем и знаем, какие модели продаются, какие нет. С игрушкой мы не боимся – спрос есть и за рубежом тоже, – сообщил Евгений Лухманов.
Вовремя помогли
Как отметил предприниматель, до 2019 года их компания практически не пользовалась никакими мерами поддержки: в них не верила.
– Нам казалось, что это далеко и с нами никак не связано. Мы не получали поддержку ни по линии народно-художественных промыслов, ни от министерства промышленности, – рассказал он.
В 2019 году на предприятии побывал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Он рассказал, какие меры поддержки предусмотрело региональное правительство предпринимателям, и подчеркнул, что все они доступны.
– Сотрудники министерства промышленности помогали, как и чем могли, – вспоминает Евгений Лухманов. – Конечно, окончательное решение при получении кредита за банком, но сотрудники подсказывали, как сделать, чтобы его получить, как заполнить документы. И мы успешно деньги получили.
Общая сумма займа, полученного по программе «1764», составила 27 млн рублей. На эти средства предприниматель закупил оборудование для типографии и новые станки. Это позволит ему увеличить объем производства продукции примерно в 1,5 раза. Ранее компания производила около 500 тысяч изделий, а это игрушки, заготовки для творчества и сувениры, в месяц. Планируется выйти на объем 1,5 млн изделий ежемесячно.
У предпринимателя есть планы по строительству двух цехов по сборке и хранению продукции. Реконструкция ждет лесопилку и токарный цех.
– В 2020 году по программе Минэкономразвития РФ «1764» нижегородские предприниматели получили льготные займы на сумму более 42 млрд рублей под 8,5 процента годовых, – сообщил министр промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Максим Черкасов. – Хотелось бы отметить, что программа изменилась, сегодня она стала более комфортной, ставка составляет 7 процентов. Расширилась категория предпринимателей, которые могут получить эту поддержку: самозанятые и торговые предприятия, которые реализуют подакцизные товары.
По словам министра, по поручению губернатора была организована комплексная поддержка данного предприятия, начиная от софинансирования федеральных программ, где был получен первый грант на покупку необходимого оборудования. Поскольку предприятие активно работает на экспорт, в 2020 году Центр развития экспорта Нижегородской области помог компании оформить сертификат европейского образца, который дает дополнительные возможности при торговле за рубежом.
Светлана Муратова. Фото Александра Воложанина.
На фото: Евгений Лухманов показывает Максиму Черкасову печать логотипов американских компаний.