С 2020 года школы, университеты и офисы перешли на дистанционный формат работы. Причиной стала коронавирусная инфекция COVID-19. Вирус затронул все сферы жизни и не прошел мимо образования. Большая часть вузов в Нижнем Новгороде перешла на полное дистанционное обучение, некоторые всё же остались работать в смешанном режиме.
Такой формат работы необходим для прекращения распространения вируса. Но как это повлияло на учебу? Педагоги убеждены, что такой формат обучения крайне негативно сказывается на студентах. Они не усваивают материал, отсутствует живая практика полученных знаний. Так же студенты подключаются к онлайн-занятию, выключают камеры и занимаются делами, не касающимися учебы.
Как учащиеся относятся к разным формам?
Отношение студентов по большей части – положительное. Как отмечают они сами, такой формат работы удобный: не нужно тратить время на дорогу до университета, соответственно, экономия денежных средств. Занимаясь дома, появилось больше времени для других дел. Получается совмещать учебу с работой, домашними делами и хобби. Слушать лекцию и параллельно готовить обед или убирать в комнате. Иногородние студенты смогли поехать домой, увидеться с семьей и побыть дома.
«Дистанционный формат обучения мне очень нравится. Он никак не мешает мне обучаться так же интенсивно, как и на очных занятиях в институте. Я получаю ровно те же знания, что и в «живом» формате. Мой родной город, в котором живет вся моя семья, находится очень далеко и благодаря дистанционному обучению я смогла поехать домой и провести время с родными», – говорит студентка 2-го курса НГПУ им. Минина Анастасия Архипова.
Но не все студенты в восторге от такого обучения. Все-таки теряется время от пары из-за настройки онлайн-конференции, случаются технические сбои, отключается интернет. Это все влияет на качество получаемого образования. Студенты, которые учатся на переводчиков, отмечают, что невозможно выполнить синхронный перевод текста в онлайне. Связь тормозит, время транслируемого предложения отстает от времени, сказанного в реальности. Все это приносит много хлопот. Живое общение – это мотивация для работы. В онлайне ты чувствуешь себя роботом. В университете ты чувствуешь всю атмосферу учебы, тебе хочется стараться, что-то делать! А дом – это отдых, отсутствует фокус на учебу.
Используемые каналы связи для занятий онлайн
Каждый университет выбирал удобный канал связи для работы. Большая часть учебных заведений отдали свое предпочтение онлайн-платформе Zoom. В этом приложении можно делать демонстрацию экрана, показывать презентацию. Студенты могут отвечать реакциями в виде поднятого пальца вверх или руки. Еще одна выбранная университетами платформа для обучения – Microsoft Teams, объединяющая в себе встречи: заметки, вложения. Преподаватели могут выкладывать задания, устанавливая дату и время сдачи. В поисках лучшего варианта студенты занимались в Skype, ВКонтакте, YouTube и на других платформах. Главное в выборе канала связи – это непрерывный процесс работы, эффективность и удобность приложения.
Экзамены в дистанте – легче или труднее?
В 2020 году студенты сдавали экзамены дистанционно. Легче – ответят студенты, тяжелее – преподаватели. Педагогам трудно оценивать знания студента, не видя его вживую. В очном формате сразу понимаешь, знает студент материал или нет. Тут же есть возможность списать, подглядеть или сделать вид, что связь прервалась. Не сразу понятно, правдивы ли знания. Студентам понравился такой вид сдачи экзаменов. Дома чувствуешь себя спокойно. Можно поставить рядом с собой кружку горячего чая и сдавать в пижаме. Благодаря этому чувствуешь себя комфортнее, чем в аудитории, один на один с преподавателем. Выпускникам вузов в 2020-м особенно повезло: некоторые вузы отменили письменный государственный экзамен, оставив только защиту диплома.
Студенты нашли много лазеек и уловок во время сдаче зачетов и экзаменов. Например, вешать на стену нужные шпаргалки, класть на часть стола, которую не охватывает видеокамера, нужные материалы или быстро искать ответы в интернете. Но преподаватели тоже придумали, как контролировать честность экзамена. Некоторые педагоги просят включить демонстрацию экрана, показать свой стол, что на нем лежит. Или прибегают к серьезным мерам и просят поставить зеркало позади экзаменуемого, чтобы видеть, что студент не списывает и ему никто не помогает.
По данным проведенного мною опроса среди студентов, где главный вопрос был «Вы «за» или «против» дистанта?», тринадцать из пятнадцати человек предпочитают дистанционный формат обучения. Респонденты считают, что в таком режиме получается легче учиться, меньше опаздывать на занятия, за счет экономии времени, не потраченного на дорогу. Также за счет онлайн-обучения связаться с преподавателем намного легче, чем в университете.
Двое опрошенных студентов выбирают очное образование. Они считают, что дистант не даёт возможности полной социализации, а нынешний процесс обучения не создан под онлайн.
Дистанционное обучение стало вынужденной мерой, к которой наша система образования не была готова. Но мир не стоит на месте Мы смогли подстроиться под такие условия, нашли лучшие способы получить качественное образование не выходя из дома. Сейчас образование возвращается в привычную среду университета, студенты приезжают из родных городов, на встречу к новым знаниям, новым знакомствам, университетским мероприятиям. Возможно, через 10 лет мы перейдем полностью в онлайн, где будет наша учеба, работа, друзья и вся жизнь. Но пока что мы говорим: «пока, дистант, привет, университет!».
Елизавета Садовая. Фото Александра Воложанина.