Обостряя чувства

Обостряя чувства

Кировчане привезли четыре постановки - недавние премьеры, и каждую можно с большей или меньшей степенью назвать ноу-хау театра. Детский спектакль "Волшебное колечко" - оригинальная инсценировка по французским сказкам. Казалось бы, заигранный "Тартюф" исполнен свежо. Всеми любимые "Мифы Древней Греции" впервые в России получили сценически-пластическое воплощение.
Мы с удовольствием поминаем Диониса, опрокидывая кубок с алкогольным зельем; мы говорим об аполлоновой лире, когда встречаемся с чистыми образцами классического искусства; заслышав гром, мы, словно дети, представляем, как хмурится и мечет молнии громовержец Зевс. Вряд ли каждый из нас помнит все 12 подвигов Геракла, но то, что их было 12, а не 10, каждый подтвердит.
Вот к этой архетипической "общей" памяти обращается кировский спектакль. Главным действующим лицом здесь является Хор - играющая, изменчивая, веселая толпа. Из нее выделяются отдельные персонажи, становящиеся богами или героями, и узнать их можно по одному атрибуту: Артемиду - по луку, Геракла - по шкуре Немейского льва, Тесея - по волшебному мечу, Медею - по черным как смоль волосам… Пластические этюды по отдельным мифам (в постановке которых принимала участие известный хореограф И.Брежнева) сопровождаются детальной музыкальной партитурой и голосом рассказчика.
"Тартюф", наверное, одна из самых любимых и играемых мольеровских пьес. Однако мало у кого получается стряхнуть историческую пыль с этой старой пьесы, по-настоящему оживить ее персонажей. Борису Павловичу, режиссеру и художественному руководителю Театра на Спасской, это удалось. Согласно тексту Тартюф в этом спектакле одет в грубую зеленую власяницу, что резко выделяет и противопоставляет его всем прочим персонажам, одетым согласно изображаемому веку в красочные костюмы. Тартюф не только этим необычен. Актер (А.Кусакин) существует на противоречии авторского образа (весьма непривлекательной лопоухой личности) и собственной внешности красивого молодого мужчины. Его Тартюф живет вожделениями и инстинктами, прикрываясь для вида смиренной личиной. Достоверно, живо и убедительно получилась у Анатолия Свинцова самая сложная роль этого спектакля - главы семейства Оргона. Гордой, сдержанной и прекрасной предстала перед нами Эльмира в исполнении М.Наумовой. Прелестна и взбалмошна юная Мариана (Я.Савицкая), дерзка и очаровательна Дорина (Н.Красильникова), которая вертит своими господами как хочет!
"Толстую тетрадь" А.Кристоф нередко называют "самой безжалостной книгой" XX столетия. Тема войны с ее оборотной стороны, с показом самых страшных деталей, всегда была сложной для театра, и обращение к ней в сценическом варианте - решение, по меньшей мере, спорное. Тем более что спектакль получился хорошим, задевающим очень глубокие струны души.
Спектакль потрясает не только тематикой: видно, что все актеры существуют в нем в своем, с любовью и болью созданном мире. Каждая роль продумана - от акцента до пластического рисунка, тщательно вылеплена и прочувствована. Трогает та тонкость и бережность, с которой обращается режиссер (Б.Павлович) с этой неоднозначной темой. Все действие балансирует на лезвии бритвы между крайней достоверностью и той степенью сценической условности, которая не дает сорваться в жуткую натуралистичность. Но и той доли кошмара, который выплескивается на сцену в нарочито безэмоциональных словах рассказа двух детей, потерявших детство, хватает, чтобы после спектакля стоял ком в горле. Не всякому хватит сил окунуться в эту атмосферу, но шоковая терапия иногда приносит удивительные плоды. Она освежает память и обостряет чувства!
Светлана БОГДАНОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате